Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Удар ниже пояса: цены на бензин пошли вверх

В России вновь подорожал бензин

Цены на бензин в РФ вновь пошли вверх. Топливо дорожает на АЗС в регионах, растут цены на нефтепродукты на бирже. В первый же день торгов Аи-92 подорожал на 4%, Аи-95 — на 5,9%. Эксперты связывают текущий рост цен с повышением НДС. Увеличение акцизов на бензин будет отыгрываться на бирже весной, после того, когда перестанет действовать соглашение Минэнерго и нефтяных компаний.

За время новогодних каникул на российских АЗС начали расти цены на бензин. Как рассказали «Коммерсанту» участники рынка, стоимость топлива растет как на заправках крупных сетей, так и на независимых АЗС.

Так,

в западной части России и на Урале рост цен уже составил 65–80 копеек за литр, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области стоимость топлива выросла в среднем на 50–70 копеек. Также бензин подорожал в Татарстане, Воронежской, Свердловской, Самарской, Саратовской, Пензенской и Волгоградской областях.

В Башкирии бензин и дизтопливо выросли в стоимости на 65–80 коп. за литр. В Москве и области в среднем цены на дизельное топливо увеличились на 0,5% — до 46,84 руб. за литр. По данным Московской топливной ассоциации (МТА), бензин марки Аи-92 подорожал на 0,19% до 42,31 руб. за литр, Аи-95 вырос в цене на 0,2% до 45,99 руб.

В первый день после праздников выросли биржевые цены на бензин. По данным Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи, стоимость Аи-92 подскочила почти на 4%, а 95-й бензин подорожал на 5,9%.

До этого, в декабре, цены на бирже падали вслед за снижением нефтяных котировок.

Эксперты связывают нынешний рост цен на бензин с ростом НДС — с 18% до 20%. Кроме того, с 1 января увеличились акцизы на нефтепродукты. С начала года они выросли в 1,5 раза — до 12,3 тыс. руб. за тонну бензина и до 8,5 тыс. руб. за тонну дизельного топлива соответственно. В октябре вице-премьер Дмитрий Козак договорился с нефтяниками о сдерживании цен на топливо на внутреннем рынке. Тогда было условлено, что после повышения НДС нефтяные компании смогут поднять цены на АЗС на 1,7%. Рост акцизов на топливо, как предполагалось, будет компенсирован введением демпфирующего механизма в рамках завершения налогового маневра в нефтяной отрасли.

Банк России ранее отмечал, что наиболее значительный рост акцизов в 2019 году ожидается на бензин и дизельное топливо. Но он не в полной мере будет перенесен в цены соответствующих видов топлива, считает ЦБ.

«В соответствии с соглашениями с правительством о стабилизации ситуации на топливном рынке крупнейшие нефтяные компании взяли на себя обязательства по поддержанию розничных цен на топливо до конца», — говорилось в материалах регулятора.

С 1 января по 1 февраля 2019 года темпы прироста розничных цен на нефтепродукты должны быть не выше 1,7%, в феврале-марте — соответствовать прогнозному среднегодовому уровню инфляции на 2019 год.

«В целом за 2019 г. моторное топливо в среднем подорожает не более чем на 4,6%», — прогнозирует Банк России.

Текущее повышение цен в самих нефтяных компаниях называют компенсацией за повышение налога.

«Еще в декабре всех предупреждали, что цены вырастут, никакого сюрприза тут нет,— сказал «Ъ» владелец сети АЗС «Калина Ойл» в Черноземье Владимир Борисов.— Если посмотреть на декабрьские цены ЛУКОЙЛа, рост составил ровно 1,7% — копеечка к копеечке, как и говорил Козак. Мы пока свои цены не поднимали — и без того были выше других. Ближе к середине января решим, посмотрим, что на бирже будет происходить».

В конце 2018 года в ходе ежегодной пресс-конференции президент РФ Владимир Путин отмечал, что рост цен на бензин в начале 2019 года из-за НДС не превысит 1-1,5%.

«Да, возможна какая-то корректировка, связанная с ростом НДС в начале января. Я не думаю, что она будет значительной — в районе 1-1,5%, не более того. А дальше правительство должно будет внимательно следить за тем, что происходит на внутреннем рынке, на мировом рынке. Надеюсь, что это будет работать и дальше, и правительство не допустит никаких скачков цен на нефтепродукты в следующем году », — сказал он.

Повышение НДС не является ключевым фактором повышения цен в рознице, отмечает аналитик Алор Брокер Алексей Антонов.

По факту мы сейчас наблюдаем коррекцию, своим существованием которая обязана тем, что правительство начало постепенно отпускать цены на топливо, которые были пусть и условно, но заморожены с конца весны 2018 года,

поясняет аналитик.

Сдерживание цен в 2018 году привело к существенным убыткам НПЗ и АЗС,

отмечает аналитик Vygon Consulting Анна Львова. Средняя маржа переработки в 2018 г. близка к нулю, а заправки в отдельные месяцы получали чистый убыток от торговли. Для упреждения подобных ситуаций с 2019 г. будет введен демпфирующий механизм, направленный на сглаживание оптовых цен при резких изменениях макропараметров. При высоких ценах на нефть он мог бы компенсировать до 95% убытков НПЗ, но при низких – он будет изымать их дополнительную прибыль от продаж на внутреннем рынке, поясняет эксперт.

Если нефтяные котировки будут сохраняться на уровне $60 за баррель в течение 2019 г., то без демпфера НПЗ и АЗС смогли бы компенсировать убытки, понесенные в 2018 г. Но с учетом нововведения заводы лишатся премий от продаж на внутреннем рынке и возможности возместить потери. В итоге, разработанный в условиях высоких нефтяных цен демпфирующий механизм сработает во вред при низких котировках, предупреждает Львова.

Надо понимать, что это лишь начало роста, подчеркивает Антонов. С учетом повышения НДС инфляция в целом уже имеет все основания для ускорения, с учетом, что с 1 января уже подняты акцизы на 3,7 тысячи рублей за тонну бензина и на 2,7 тысячи рублей за тонну дизеля, просто взять и отпустить цены на топливо значило бы поставить население в очень сложную ситуацию. Цены будут отпускать понемногу и постепенно, сглаживая последствия уже свершившихся событий, таких как повышение акциза и ставки НДС за счет субсидий участникам рынка, добавляет аналитик.

Стоит также отметить, что глава Минпромторга Денис Мантуров рассказал в интервью «Российской газете» о новой системе контроля качества бензина, которая может появиться в России.

По его словам, в рамках новой системы, пилотный проект которой планируется запустить в Северо-Западном федеральном округе в первой половине 2019 года, эксперты будут отслеживать количественные и качественные характеристики бензина от нефтеперерабатывающего завода до бензобака. Таким образом планируется снизить число случаев подмешивания самодельного топлива к качественному продукту.

«Система прослеживаемости как раз и покажет, где произошло подмешивание — на нефтебазе, в ходе транспортировки или уже непосредственно в резервуарах АЗС», — сказал Мантуров.

Он подчеркнул, что выявление подобных случаев станет ключевым индикатором для контролеров, а также поводом для внеплановой проверки всей цепочки.

Новости и материалы
Спасатели достали всех пассажиров из утонувшего в Петербурге автобуса
«Евровидение» уличили в фейковых овациях для освистанной израильтянки
МЧС рассказало о спасении людей из упавшего в реку автобуса в Санкт-Петербурге
Мужчина похитил восьмилетнюю девочку и истязал ее несколько часов
Трутнев может покинуть пост вице-премьера
Названо число жертв и пострадавших после падения автобуса в Мойку в Петербурге
Пять человек из упавшего в реку автобуса были госпитализированы
Момент падения автобуса в Мойку в центре Петербурга попал на видео
«Автор моего канала»: Ивлеева пошутила над Медведевым
США введут пошлины на китайские электромобили
В Петербурге задержали водителя каршеринга, который столкнулся с автобусом с 20 пассажирами
Бритни Спирс спровоцировала слухи о новых проблемах с психикой из-за ходьбы на руках
Началось пленарное заседание по вопросу кандидатуры Мишустина на пост главы правительства
Слуцкий предложил сделать Виктора Бута ответственным за авиацию
Microsoft выпустит для смартфонов свой аналог App Store этим летом
Губернатор Петербурга рассказал о работе специалистов на месте аварии с автобусом
В Германии начали расследование после инцидента в бывшем генконсульстве РФ
Лидер протестов в Армении не исключил, что станет премьер-министром
Все новости