Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Торговые сети или фермеры: куда россияне идут за продуктами

ВЦИОМ: Более 70% россиян покупают продукты в сетевых магазинах

На рынке ритейла все очевиднее тенденция возрастания роли федеральных сетей. Об этом говорят и сами потребители. Россияне все чаще предпочитают ходить в супермаркеты известных по всей стране брендов, и все реже покупают еду в небольших торговых точках. Доля покупателей с такими предпочтениями уже превышает 70%. Это ставит малый ритейл в условия жесткой конкуренции, и тот вынужден либо адаптироваться к ситуации и начать сотрудничать с федералами, либо задуматься о перспективах присутствия на рынке.

За покупками – в супермаркет

Жители России все реже захаживают в одиночные магазины, предпочитая супермаркеты. Как показали данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИО́М), если в несетевые продуктовые магазины у дома ходят 33% опрошенных, то аудитория клиентов торговых сетей среди респондентов куда выше - она превышает 70%.

«Сетевые магазины остаются наиболее распространенным местом приобретения продуктов: 72% опрошенных отметили, что большую часть еды покупают именно там», - комментирует результаты исследования руководитель практики социальной политики и коммуникационных технологий ВЦИОМ Кирилл Родин

При этом в Москве и Санкт-Петербурге доля респондентов, предпочитающих магазины известных брендов достигает 83-84%. На регулярной основе в сетевые магазины ходят больше половины опрошенных – 60%, в столице их доля составила 79%. Людей привлекает система скидок, более широкий ассортимент, а также гибкая ценовая политика.

Такое соотношение вполне справедливо, поскольку сетевые магазины сейчас активно развиваются, имеют большой охват и представлены повсеместно , они предлагают широкий ассортимент продукции;покупатели формируют для себя определенную продуктовую корзину и в дальнейшем возвращаются уже за выбранными привычными продуктами.

«Несетевые ритейлеры, несмотря на гораздо меньший охват, зачастую предлагают нестандартный формат. Например, это могут быть продукты здорового питания или фермерская продукция. И такой формат востребован у покупателей, которые оценивают качество, вкусовые характеристики и внешний вид товара, и уже меньше обращают внимание на его конечную стоимость», - поделились мнением в компании Colliers International.

По словам собеседников «Газеты.Ru», развитие федерального ритейла, вопреки распространяемым слухам, не приводит к уничтожению или замедлению развития местного бизнеса, который имеет достаточный потенциал для развития. Он может в частности занять специфическую нишу, дополняя ассортимент сетей продуктами, не представленными в линейке федералов.Например, эко-и органическими продуктами, региональными товарами и т.д. «В сравнении с местными сетями федеральный ритейл, по оценкам респондентов, предлагает гражданам более привлекательные бонусные и скидочные программы (84%), широкий ассортимент продукции (81%) и более низкие цены (58%). По качеству обслуживания покупателя разница не так заметна: 42% считают, что качество обслуживания выше в федеральных сетях, 30% - в местных магазинах, 21% не видят существенных различий», - приводятся данные в исследовании.

В целом не удивительно, что большинство потребителей выступают за увеличение числа магазинов крупных торговых сетей в своих городах. ВЦИОМ говорит о 65% респондентов, которые согласны с увеличением присуствия федеральных сетей, против этого выступили лишь 16%.

Порядка 44% респондентов заявили о положительных изменениях в сфере торговли продуктами за последние 5 лет. Среди плюсов они отметили, что увеличился ассортимент, стало больше продуктов отечественного производства, а также увеличилось количество акций и скидок. Правда, тех, кто высказался, что ситуация «скорее ухудшилась» тоже не так мало – 35% опрошенных.

Федералы бьют по маленьким?

В центре «Платформа» считают закономерным следствием быстрого развития современных форм торговли в регионах наличие некоторого дисбаланс интересов различных участников рынка.

С одной стороны высокая конкуренция оказывает положительное влияние на рынок продуктового ритейла, с другой – заставляет мелкие торговые точки менять правила игры и искать новые ниши.

«К положительным факторам эксперты отнесли: развитие конкуренции, повышение качества жизни, укрепление социальной стабильности, рост занятости населения и возможность для местных производителей расширять рынки сбыта. При этом сопутствующие негативные моменты: закрытие местных магазинов, к которым привыкло население и частичное вытеснение местных товаров продукцией других регионов», - говорится в сообщении центра социального проектирования.

Логично, что развитие федерального ритейла создает условия высокой конкуренции в регионах, заставляя местный бизнес менять его стратегии. На рынке уже появляются предприниматели, которые готовы и уже активно сотрудничают с федералами. Например, на полках крупных продуктовых сетей появляются фермерские продукты, другие индивидуальные предприниматели арендуют помещения у крупного ритейла, организуя собственные отделы с кондитерскими, мясными и др. изделиями.

По словам гендиректора «Платформы» Алексея Фирсова, развитие сетевой торговли в регионах – это сложный процесс, который может существенно менять экономическую среду, а также стандарты потребления и характер отношений между участниками рынка.

Сегодня уже количество потребителей, которые раньше ходили на рынки, сегодня тоже идет на убыль – это только 20%, у фермеров покупают продукты только 11% респондентов
Социальное развитие, преимущества новых форматов идут вместе с появлением напряжённости между местными сетями и федеральным бизнесом, приводит слова Фирсова «Платформа».
Однако эксперт предостерегает от демонизации крупного ритейла, указывая, что первопричина вымирания малого и среднего бизнеса связана не с экспансией федеральных сетей. Причина скорее в том, что современные формы торговли требуют все более значимых инвестиций.
«Положение местного ритейла также осложняется падением покупательной способности населения (ключевой риск, по мнению 47% респондентов), введение государственных электронных систем по контролю за оборотом продукции (34%), высокие налоги (26%)», - говорится в материалах центра «Платформа».

Неожиданный результат показал опрос представителей бизнеса относительно поправок в Закон о торговле, принятых в 2017 году. Подавляющее большинство – 90% заинтересованных участников рынка - не увидели положительного эффекта от законодательных новаций. Причем в этом вопросе солидарны и представители ритейла, и сами производители.

«Меня очень удивили цифры, касающиеся отношения к изменениям Закона о торговле предпринимателей. Мы сломали столько копий вокруг этого, запустили позитивные процессы, дискуссии, а в результате 60% бизнеса считает, что эффекта нет и еще 20% опрошенных затруднились с ответом», - прокомментировал данные исследования исполнительный директор Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Артем Белов.

Это говорит о том, что, вероятно, законодателям следует более тесно сотрудничать и дискутировать с бизнесам при разработке тех или иных регулятивных норм.

По данным исследования только 26% россиян отметили рост цен. При этом Банк России 30 мая сообщил, что инфляционные ожидания россиян в мае выросли до 8,6%.

Стоит отметить, что в этом году реально располагаемые доходы населения продолжают расти с начала года. «Реальные располагаемые денежные доходы, по оценке, в апреле 2018 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года увеличились на 5,7%, в январе-апреле 2018 года — на 3,8%»,- говорится в материалах Росстата. Напомним, что в 2017 году, доходы упали на 1,7%.

Новости и материалы
Казанская полиция нашла дома у наркокурьера таз с мефедроном
В Пентагоне ушли от ответа на вопрос, может ли Украина победить Россию
ФИБА продлила отстранение российских спортсменов
ВСУ атаковали два детских сада Запорожской области
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Ушедшую на почту и пропавшую певицу два дня ищут в Перми
Гуцул заявила, что в аэропорту Кишинева задерживают ее советников
Судья Федотов: игрока ЦСКА надо было удалить в матче со «Спартаком»
В художественной гимнастике переименовали элементы, названные в честь россиянок
Новая Nintendo Switch получит магнитные держатели контроллеров
Власти Оренбуржья объяснили задержки выплат пострадавшим от паводка
Работница российского банка спасла клиентку от телефонных мошенников
Симулятор ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС выйдет в июне
В российском городе сдетонировало самодельное взрывное устройство
В Пентагоне назвали преимущество России перед Западом
Из App Store удалили программы для оголения девушек на iPhone
Стало известно, сколько рублей кабмин выделит Оренбуржью
Стала известна причина осторожной игры в матче ЦСКА — «Спартак»
Все новости