Пенсионный советник

«У нас абсолютно стандартный подход ко всем регионам России»

Глава Корпорации МСП Александр Браверман о региональной специфике малых предприятий

Золотой мост через бухту Золотой Рог во Владивостоке Виталий Аньков/РИА «Новости»
Золотой мост через бухту Золотой Рог во Владивостоке

О поддержке высокотехнологичных предприятий, региональной специфике малого бизнеса и о драйверах роста «Газете.Ru» в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ-2017) рассказал гендиректор Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорации МСП) Александр Браверман.

— Вы много говорите о необходимости трансформации нашей экономики и переходе предприятий МСП в более высокотехнологичный сектор. Что для этого делается со стороны Корпорации МСП?

Реклама

— Есть специальная программа стимулирования субъектов МСП посредством кредитования по пониженным ставкам, и именно эти высокотехнологичные отрасли являются предметом такого кредитования. Другие отрасли, такие как, не менее важные для экономики, торговля, общественное питание, бытовые ставки и целый ряд отраслей — они держат рыночную ставку. Что касается высокотехнологичных отраслей, они по определению на первом этапе не дают той отдачи, которую ожидают предприниматели. И поэтому государство, в частности, Корпорация МСП, как институт развития, должны поддерживать малый и средний бизнес именно в этих отраслях.

— Если говорить о субъектах, есть ли у МСП какие-либо специальные региональные программы? Как ведется работа в регионах?

— У нас абсолютно стандартный подход ко всем регионам России, пожалуй, кроме Дальнего Востока и еще ряда регионов Крыма, Северного Кавказа, где есть своя специфика. А так наша программа отличается тем, что мы не ожидаем пока к нам через банковский канал придет запрос на гарантию или поручительство для того, чтобы прокредитовать тот или иной проект. Этот канал тоже работает, да, но он сейчас не являются доминирующим в деятельности Корпорации. Потому что мы открыли так называемый корпоративный канал, когда мы посредством стандартов, которые распространили в регионах, в регионах же набираем проекты, приезжаем и делаем стратегические сессии. Это одно-двухдневная сессия, после чего проекты отбираются, мы их забираем в Корпорацию, далее включается механизм, его маршрутизация видна на сайте. У нас есть нормативные сроки, которые тоже являются ключевыми показателями, но уже не для Корпорации в целом, а для ее подразделений.

— А как в целом, на ваш взгляд, развивается малый бизнес в регионах?

— По-разному. Есть 20 регионов, где малый бизнес является драйвером роста. Внутри этого драйвера роста МСП в этой двадцатке — это я сейчас цитирую результаты, которые презентовало АСИ на ПМЭФ — есть субдрайверы роста. Это закупки, информационно-маркетинговая поддержка, в частности, бизнес-навигатор, и, естественно, доступ к кредитованию.

— Можете рассказать более подробно, как Корпорация работает с ДФО, учитывая, что взаимодействие с ним идет по-другому?

— В ДФО мы оказали гарантийную поддержку примерно на 3,6 млрд руб., что позволило привлечь кредитов более чем на 5 млрд руб. То есть наше покрытие составило более 50% гарантии. Основные отрасли, в которых лежат эти проекты, — это сельское хозяйство, торговля и ряд отраслей промышленности. Доля последнего пока оставляет желать лучшего, и мы надеемся, что программа стимулирования, в том числе и привязка к свободным экономическим зонам, тем преференциям, которые собраны на Дальнем Востоке, а их много, будет хорошим стимулом, чтобы эти программы развивались и дальше.

— А в чем специфика развития сегмента МСП в разрезе текущей экономической политики регионов, входящих в состав ДФО?

— Специфика в большей степени социально-промышленная. С одной стороны, необходимо создавать дополнительные рабочие места. С другой стороны, социальная составляющая — это та бизнес среда, которая будет побуждать членов семей бизнесменов оставаться жить на Дальнем Востоке, а не переезжать в другую часть России.

— Для жителей и предпринимателей Дальнего Востока очень важным является выстраивание бизнес связей с компаниями из АТР. Как обстоят дела в этом направлении?

— Есть свежий пример: вчерашнее подписание с двумя японскими ассоциациями, объединяющими малый, средний и крупный бизнес Японии. Это Jetro и Rotobo. В первом случае это уже дорожная карта. У нас было рамочное соглашение, мы тщательно его проработали. Не могу сказать, что это был длительный период, и я скажу спасибо своим коллегам, которые карту готовили. Теперь она описывает отрасли, в которых японские предприниматели заинтересованы в локализации своего производства на территории России, а значит создании дополнительных рабочих мест и продукции, отвечающей мировым стандартам. Это очень важно. Со второй компанией мы пока подписали рамочное соглашение, но мы договорились в течение двух недель выработать проект дорожной карты.