Российские авиакомпании получили убытки в 2016 году на уровне 10 млрд руб. Об этом рассказал газете «Коммерсантъ» президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун.
При этом в 2016 году так же, как и в 2015-м,
основные убытки авиакомпаниями были получены на внутренних линиях. Они составили 33 млрд руб.
Операционные убытки составили 23 млрд руб. Выручка за прошлый год находится на уровне около 1 трлн руб. В 2016 году перевозки на внутренних линиях увеличились на 7,3%, а на международных упали на 18,6%.
Основные затраты авиакомпаний пришлись на лизинг воздушных судов, объясняет Тасун. Лизинг подорожал на 19,4%, до 300 млрд руб. Также выросли по стоимости и другие услуги. В частности, стоимость аэропортового обслуживания увеличилась более чем на 20 млрд руб. Аэронавигационные услуги подорожали на 2 млрд руб.
В 2015 году потери российских авиаперевозчиков были чуть меньше. Тогда они составили 8,5 млрд руб., а в 2014 году — 24,6 млрд руб. Основной убыток в 2015 году российские авиакомпании потеряли на внутренних авиаперевозках — 44,9 млрд руб. Это было на 25,07% больше, чем в 2014 году. При этом операционная прибыль на международных авиалиниях выросла в 3,2 раза, до 36,4 млрд руб.
Эксперты объясняли тогда такие результаты падением покупательной способности россиян. По данным Росавиации, в 2015 году российские авиаперевозчики перевезли 92,07 млн человек. Это было на 1,2% меньше, чем в 2014-м. При этом перевозки внутри России выросли на 13,6%, до 52,56 млн человек, а международные авиаперелеты упали на 15,8%, до 39,5 млн пассажиров.
«Падали международные перевозки, которые давали плюс, и росли внутренние, которые давали убыток. Внутренние перелеты давно убыточны», — объяснял тогда ситуацию директор НЦ-19 ГосНИИ ГА профессор Александр Фридлянд.
Так же как и в 2016 году, в 2015-м основной статьей расходов авиаперевозчиков, которая сказалась на результатах их деятельности, стала аренда и лизинг. По данным АЭВТ, в 2015 году расход по лизингу составил 243 млрд руб.
По словам Тасуна, в 2016 году «ситуацию в отрасли смог поддержать сниженный НДС на внутренних линиях». Кроме того, по его словам, помогло и сокращение налогового бремени (сниженный НДС на внутренних авиалиниях): за год оно уменьшилось почти на 40 млрд руб.
При этом президент АЭВТ считает, что
перевозчики должны продумать финансовую стратегию на будущее.
Весной 2015 года президент России Владимир Путин подписал законопроект, вводящий поправки в Налоговый кодекс. Согласно им, до 31 декабря 2017 года НДС при осуществлении внутренних пассажирских авиаперевозок снижается с 18 до 10%. Однако чиновники обсуждают изменение условий.
Ранее авиакомпании просили понизить ставку НДС на внутренние авиаперевозки до нуля. В 2015 году АЭВТ обращалась к кабмину с просьбой поддержать авиаотрасль такими антикризисными мерами, как замораживание ставок аэропортовых сборов, компенсация процентных ставок по кредитам и снижение НДС на внутренние авиаперевозки. Однако в итоге власти посчитали такую меру слишком радикальной и предпочли остановиться на «золотой середине», уполовинив НДС. Как сообщалось, оно позволит российским авиакомпаниям сэкономить до 20 млрд руб.
Как отмечали в правительстве, обнуление ставки «создало бы прецедент» для перевозчиков другими видами транспорта, а также для компаний, осуществляющих туристическую деятельность.
Министр транспорта Максим Соколов недавно отмечал, что проект об обнулении НДС в отрасли на согласовании, но этот документ не включает московские рейсы. Таким образом, он затронет лишь 25% пассажиропотока. В Минэкономразвития еще не сформировали четкой позиции, лишь заявили, что вопрос об обнулении ставки «требует тщательной проработки».
«Мер господдержки сейчас, в принципе, достаточно. Послабления по ставке НДС — очень хорошая мера, которая помогает авиакомпаниям, хорошо было бы ее продлить», — прокомментировал «Газете.Ru» ситуацию учредитель ЗАО «Авиационная компания «РусЛайн» Николай Уланов.