Влетели в копеечку

Убытки российских авиакомпаний от перелетов внутри страны в 2015 году составили 44,9 млрд рублей

За прошлый год операционные убытки от внутрироссийских маршрутов выросли на четверть. Положение не спасли ни спрос на внутренний туризм, ни снижение НДС на внутренние авиаперелеты. С зарубежными поездками картина выглядит лучше: операционная прибыль от них выросла в три раза, несмотря на сокращение численности пассажиров. При этом средний возраст самолетов в парке российских авиакомпаний — 23 года, самые возрастные — по-прежнему отечественные лайнеры.

В прошлом году российские авиакомпании (всего 112 перевозчиков. — «Газета. Ru») потеряли на внутренних авиаперевозках 44,9 млрд руб., что на 25,07% больше, чем в 2014 году, рассказал «Газете.Ru» президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун. При этом операционная прибыль на международных авиалиниях выросла в 3,2 раза, до 36,4 млрд руб.

Отчасти это компенсировало убытки от внутренних рейсов, но по итогу получилось, что в 2015 году авиаперевозчики все равно ушли в минус на 8,5 млрд руб.

Стоит отметить, что в совокупности это все равно лучше результата 2014 года, когда убытки авиаперевозчиков составили 24,6 млрд руб.

В АЭВТ подчеркивают, что в этих данных учтен финансовый результат авиакомпании «Трансаэро» только за первое полугодие 2015 года, так как за второе полугодие компания не предоставила данных. По экспертной оценке, это примерно еще 5 млрд руб. убытка, говорят в ассоциации.

В 2015 году российские авиаперевозчики перевезли 92,07 млн человек, что на 1,2% меньше, чем в 2014-м (по данным Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация)). При этом перевозки внутри России выросли на 13,6%, до 52,56 млн человек, а международные авиаперелеты упали на 15,8%, до 39,5 млн пассажиров.

Основной статьей расходов авиаперевозчиков, которая сказалась на результатах их деятельности, стала аренда и лизинг самолетов, говорит Тасун. По данным АЭВТ, если в 2014 году расход по лизингу составил 127 млрд руб., то в 2015 году он вырос на 1,9 раза, до 243 млрд руб.

Средний возраст самолетов, которые эксплуатируют российские авиаперевозчики, составляет 23 года. При этом средний возраст отечественных лайнеров — 29 лет, а зарубежных почти в три раза меньше — 10,8 года.

Немаловажную роль в итоговом финансовом результате авиакомпаний сыграли два фактора: снижение НДС на внутренние авиаперелеты с 18 до 10%, а также увеличение международных тарифов. Так, именно снижение НДС на перелеты внутри России принесло отрасли около 13 млрд руб.

В 2015 году средняя стоимость авиаперевозки составила 6714 руб., что на 4,4% больше по сравнению с предыдущим годом. На внутренних линиях наблюдался рост на 3,5%, однако на международных воздушных линиях провозная плата выросла на 16,9%, до 8618 руб. В АЭВТ говорят, что средняя стоимость перевозки «туда-обратно» в мире с учетом валютной корректировки снизилась примерно на 5% по сравнению с 2014 годом.

Всему виной дорогие кредитные ресурсы и ограниченный доступ к ним, несовершенство механизмов в части согласования цен на услуги естественных монополий, обслуживающих отрасль, неэффективное управление бизнесом в ряде авиакомпаний. Кроме того, на отрасль повлияло состояние российской экономики, перераспределение рынка между авиакомпаниями, неэффективное использование воздушного пространства.

Мерами оперативного реагирования по поддержке авиаперевозчиков может выступить обнуление ставки НДС на внутренние перевозки и тщательный контроль роста тарифов и сборов поставщиков аэропортовых и аэронавигационных услуг, считают в ассоциации.

По мнению директора НЦ-19 ГосНИИ ГА профессора Александра Фридлянда, финансовые итоги авиакомпаний прошлого года могли быть лучше, если бы льгота на НДС на внутренних линиях действовала с начала года, а не с его середины. «А если бы с начала года НДС обнулили, то убыток на внутренних линиях был бы существенно ниже. Соответственно, в целом отрасль завершила бы год в плюсе», — говорит он.

Александр Фридлянд уверен, что по остальным параметрам на фоне кризиса по-другому быть не могло. «Падали международные перевозки, которые давали плюс, и росли внутренние, которые давали убыток. Внутренние перелеты давно убыточны, но такого убытка на внутренних линиях не было никогда», — констатирует эксперт.