Пенсионный советник

Бизнес под залог государства

Федеральный гарантийный фонд может решить проблему залога по кредитам бизнесу, но не станет источником предоставления длинных денег по низкой ставке

Яна Милюкова 23.01.2014, 19:04
Российские власти пытаются решить вопрос с доступностью кредитов малому и среднему бизнесу iStockphoto
Российские власти пытаются решить вопрос с доступностью кредитов малому и среднему бизнесу

Бизнесменам предложили вариант решения проблемы с залоговым обеспечением по кредитам. Государство готово предоставить по ним гарантии через федеральный гарантийный фонд. Но вопрос с источником предоставления длинных денег по низкой кредитной ставке в правительстве пока не решен. Направлять деньги на помощь малому и среднему бизнесу из Фонда национального благосостояния, часть которого потрачена на украинские облигации, считают рискованным.

Пока в правительстве решают вопрос, как помочь малому и среднему бизнесу получать кредиты по приемлемым ставкам — не больше 10%, Минэкономразвития предложило вариант частичного решения проблемы кредитования бизнеса — через создание федерального гарантийного фонда.

Обсуждение создания фонда ведется несколько лет. Минэкономразвития представило проект постановления правительства «Об учреждении небанковской депозитно-кредитной организации «Агентство кредитных гарантий». С 22 января по 6 февраля документ проходит общественное обсуждение.

Агентство будет предоставлять напрямую гарантии по кредитам малому и среднему бизнесу на инвестиционные проекты, а также контргарантии уже существующим в регионах региональным гарантийным фондам. В случае если объемов регионального гарантийного фонда не хватит на то, чтобы предоставить бизнесмену кредит, Федеральный фонд будет рассчитан на поддержку среднего бизнеса, который берет кредиты в размере от 100 млн до 400–500 млн руб., гарантиями по таким суммам региональные фонды уже не располагают,

говорит «Газете.Ru» вице-президент «Деловой России» Николай Остарков.

Уставный капитал агентства будет формироваться за счет федерального бюджета — 10 млрд руб. в 2014 году и 20 млрд в 2015-м, пояснили «Газете.Ru» в Минэкономразвития. Средства на создание фонда уже предусмотрены в законе о бюджете, говорит представитель министерства.

В бизнес-плане агентства с учетом уставного капитала в 30 млрд руб. предусматривается, что в течение пяти лет оно выдаст бизнесу почти 7 тыс. гарантий на 217,8 млрд руб., объем инвесткредитов, обеспеченных гарантиями, составит 435 млрд руб.

Сейчас потребность бизнесменов в долгосрочных кредитах составляет от 490 млрд до 900 млрд руб. в год, говорится в пояснительной записке к проекту постановления. Но банки неохотно идут на удовлетворение этого спроса. Представители малого и среднего бизнеса рассматриваются банками как высокорискованные заемщики.

В итоге бизнес сталкивается с целым рядом проблем при получении кредита: в декабре 2013 года МСП-банк («дочка» ВЭБа) опубликовал данные о снижении доли кредитования малого и среднего бизнеса на рынке — до 16,1% (минус 0,4 процентного пункта, ноябрь 2013-го к ноябрю 2012-го).

Деньги выдаются по высоким ставкам на короткие сроки. Только 7–10% кредитов малому и среднему бизнесу выдается на срок более трех лет. В итоге предприниматели вынуждены направлять заемные средства только на поддержание бизнеса. «Это кредиты на пополнение оборотных средств и недолгосрочные кредиты, то есть такое поддержание бизнеса, а не инвестирование в будущее, — говорила «Газете.Ru» летом 2013 года глава департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития Наталья Ларионова.

Средняя ставка по кредитам составляет около 16%, говорит Остарков. Работа федерального гарантийного фонда позволила бы снизить ставку по кредитам несущественно — на 1–2 процентных пункта, говорит он. Кроме того, фонд не решит проблему проектного финансирования — выделения кредитов на сумму от 500 млн до 1 млрд руб., которые средний бизнес мог бы привлечь для более крупных проектов на длительный период времени.

«Федеральный фонд сможет предоставить гарантии под более крупные кредиты, но в регионах недостаточно банков, которые могут предоставить такие суммы. Это не расшивает проблему предоставления бизнесу длинных денег и способностей банков предоставлять необходимые средства на развитие бизнеса», — говорит Остарков.

Правительство пока не нашло решения этой проблемы.

«Мы в правительстве сейчас обсуждаем — правда, пока жестко спорим с Министерством финансов, — как создать специальный продукт для малых и средних предпринимателей и брать взаймы у банков.

Мы запускаем механизм гарантийного фонда, но к этому еще нужны денежные средства и длинные пассивы для банков. Вот мы сейчас обсуждаем, как сделать так, чтобы для предпринимателей ставка была около 10%. Не могу сказать, что это пока у нас получается: идет обсуждение между ведомствами. Но если получится, то банки смогут давать небольшим, некрупным, честным предпринимателям кредиты под 10% и ниже»,

— заявил в январе этого года первый вице-премьер Игорь Шувалов в интервью The New Times.

Минэкономразвития предлагает направить на кредиты для бизнеса средства из Фонда национального благосостояния. 100 млрд руб. предлагалось разместить на депозитах ВЭБа с доходностью инфляция плюс 1%, ВЭБ предоставлял бы эти средства банкам, а те, в свою очередь, выдавали кредиты бизнесу по ставке не выше 10%.

«Это способствовало бы увеличению кредитования инвестиционных проектов малого и среднего бизнеса на 50%», — говорил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев.

Сейчас предполагается, что поддержка по такой схеме будет адресована в первую очередь среднему бизнесу, размер ставки по кредитам обсуждается, но желаемый ориентир — 10%,

заявил ранее заместитель главы Минэкономразвития Николай Подгузов в кулуарах Гайдаровского форума в Москве.

Против выделения средств из ФНБ на кредитование малого и среднего бизнеса выступает Минфин, заявили «Газете.Ru» представители министерства.

Ранее глава Минфина Антон Силуанов объяснял, что размещение средств ФНБ возможно только в надежные активы. А кредиты малому и среднему бизнесу к таковым не относятся. Шувалов не исключал, что 10–15% займов, выделенных по предложенной схеме, могут не вернуться.

Однако в декабре 2013 года правительство продемонстрировало готовность вкладывать средства ФНБ в высокорискованные активы, приняв решение о вложении $15 млрд из ФНБ в облигации Украины.

Долговые обязательства этой стране не относятся к надежным, их нет в списке, утвержденном постановлением правительства «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния».

«Да, конечно, сейчас рейтинги украинских бумаг и Украины невысоки, но, если посмотреть на несколько шагов вперед и прикинуть, какой будет результат для товарооборота, для наших рынков, здесь мы, несколько изменив инвестиционную политику средств ФНБ, получим больший результат в экономическом плане для взаимной торговли, рынка сбыта, для наших предприятий», — пояснял Силуанов.

В 2014 году поддержка малого и среднего бизнеса за счет ФНБ осуществляться не будет. Деньги возьмут из средств, зарезервированных в бюджете на реструктуризацию экономики, уточнил Силуанов в декабре 2013 года.

Ранее министр финансов предлагал на поддержку МСБ использовать средства ЦБ, а не ФНБ — банки могут выпускать облигации, обеспеченные кредитами малому и среднему бизнесу, и под залог этих бумаг получать финансирование в ЦБ.