Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Бизнес под залог государства

Федеральный гарантийный фонд может решить проблему залога по кредитам бизнесу, но не станет источником предоставления длинных денег по низкой ставке

Яна Милюкова 23.01.2014, 19:04
Российские власти пытаются решить вопрос с доступностью кредитов малому и среднему бизнесу iStockphoto
Российские власти пытаются решить вопрос с доступностью кредитов малому и среднему бизнесу

Бизнесменам предложили вариант решения проблемы с залоговым обеспечением по кредитам. Государство готово предоставить по ним гарантии через федеральный гарантийный фонд. Но вопрос с источником предоставления длинных денег по низкой кредитной ставке в правительстве пока не решен. Направлять деньги на помощь малому и среднему бизнесу из Фонда национального благосостояния, часть которого потрачена на украинские облигации, считают рискованным.

Пока в правительстве решают вопрос, как помочь малому и среднему бизнесу получать кредиты по приемлемым ставкам — не больше 10%, Минэкономразвития предложило вариант частичного решения проблемы кредитования бизнеса — через создание федерального гарантийного фонда.

Обсуждение создания фонда ведется несколько лет. Минэкономразвития представило проект постановления правительства «Об учреждении небанковской депозитно-кредитной организации «Агентство кредитных гарантий». С 22 января по 6 февраля документ проходит общественное обсуждение.

Агентство будет предоставлять напрямую гарантии по кредитам малому и среднему бизнесу на инвестиционные проекты, а также контргарантии уже существующим в регионах региональным гарантийным фондам. В случае если объемов регионального гарантийного фонда не хватит на то, чтобы предоставить бизнесмену кредит, Федеральный фонд будет рассчитан на поддержку среднего бизнеса, который берет кредиты в размере от 100 млн до 400–500 млн руб., гарантиями по таким суммам региональные фонды уже не располагают,

говорит «Газете.Ru» вице-президент «Деловой России» Николай Остарков.

Уставный капитал агентства будет формироваться за счет федерального бюджета — 10 млрд руб. в 2014 году и 20 млрд в 2015-м, пояснили «Газете.Ru» в Минэкономразвития. Средства на создание фонда уже предусмотрены в законе о бюджете, говорит представитель министерства.

В бизнес-плане агентства с учетом уставного капитала в 30 млрд руб. предусматривается, что в течение пяти лет оно выдаст бизнесу почти 7 тыс. гарантий на 217,8 млрд руб., объем инвесткредитов, обеспеченных гарантиями, составит 435 млрд руб.

Сейчас потребность бизнесменов в долгосрочных кредитах составляет от 490 млрд до 900 млрд руб. в год, говорится в пояснительной записке к проекту постановления. Но банки неохотно идут на удовлетворение этого спроса. Представители малого и среднего бизнеса рассматриваются банками как высокорискованные заемщики.

В итоге бизнес сталкивается с целым рядом проблем при получении кредита: в декабре 2013 года МСП-банк («дочка» ВЭБа) опубликовал данные о снижении доли кредитования малого и среднего бизнеса на рынке — до 16,1% (минус 0,4 процентного пункта, ноябрь 2013-го к ноябрю 2012-го).

Деньги выдаются по высоким ставкам на короткие сроки. Только 7–10% кредитов малому и среднему бизнесу выдается на срок более трех лет. В итоге предприниматели вынуждены направлять заемные средства только на поддержание бизнеса. «Это кредиты на пополнение оборотных средств и недолгосрочные кредиты, то есть такое поддержание бизнеса, а не инвестирование в будущее, — говорила «Газете.Ru» летом 2013 года глава департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития Наталья Ларионова.

Средняя ставка по кредитам составляет около 16%, говорит Остарков. Работа федерального гарантийного фонда позволила бы снизить ставку по кредитам несущественно — на 1–2 процентных пункта, говорит он. Кроме того, фонд не решит проблему проектного финансирования — выделения кредитов на сумму от 500 млн до 1 млрд руб., которые средний бизнес мог бы привлечь для более крупных проектов на длительный период времени.

«Федеральный фонд сможет предоставить гарантии под более крупные кредиты, но в регионах недостаточно банков, которые могут предоставить такие суммы. Это не расшивает проблему предоставления бизнесу длинных денег и способностей банков предоставлять необходимые средства на развитие бизнеса», — говорит Остарков.

Правительство пока не нашло решения этой проблемы.

«Мы в правительстве сейчас обсуждаем — правда, пока жестко спорим с Министерством финансов, — как создать специальный продукт для малых и средних предпринимателей и брать взаймы у банков.

Мы запускаем механизм гарантийного фонда, но к этому еще нужны денежные средства и длинные пассивы для банков. Вот мы сейчас обсуждаем, как сделать так, чтобы для предпринимателей ставка была около 10%. Не могу сказать, что это пока у нас получается: идет обсуждение между ведомствами. Но если получится, то банки смогут давать небольшим, некрупным, честным предпринимателям кредиты под 10% и ниже»,

— заявил в январе этого года первый вице-премьер Игорь Шувалов в интервью The New Times.

Минэкономразвития предлагает направить на кредиты для бизнеса средства из Фонда национального благосостояния. 100 млрд руб. предлагалось разместить на депозитах ВЭБа с доходностью инфляция плюс 1%, ВЭБ предоставлял бы эти средства банкам, а те, в свою очередь, выдавали кредиты бизнесу по ставке не выше 10%.

«Это способствовало бы увеличению кредитования инвестиционных проектов малого и среднего бизнеса на 50%», — говорил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев.

Сейчас предполагается, что поддержка по такой схеме будет адресована в первую очередь среднему бизнесу, размер ставки по кредитам обсуждается, но желаемый ориентир — 10%,

заявил ранее заместитель главы Минэкономразвития Николай Подгузов в кулуарах Гайдаровского форума в Москве.

Против выделения средств из ФНБ на кредитование малого и среднего бизнеса выступает Минфин, заявили «Газете.Ru» представители министерства.

Ранее глава Минфина Антон Силуанов объяснял, что размещение средств ФНБ возможно только в надежные активы. А кредиты малому и среднему бизнесу к таковым не относятся. Шувалов не исключал, что 10–15% займов, выделенных по предложенной схеме, могут не вернуться.

Однако в декабре 2013 года правительство продемонстрировало готовность вкладывать средства ФНБ в высокорискованные активы, приняв решение о вложении $15 млрд из ФНБ в облигации Украины.

Долговые обязательства этой стране не относятся к надежным, их нет в списке, утвержденном постановлением правительства «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния».

«Да, конечно, сейчас рейтинги украинских бумаг и Украины невысоки, но, если посмотреть на несколько шагов вперед и прикинуть, какой будет результат для товарооборота, для наших рынков, здесь мы, несколько изменив инвестиционную политику средств ФНБ, получим больший результат в экономическом плане для взаимной торговли, рынка сбыта, для наших предприятий», — пояснял Силуанов.

В 2014 году поддержка малого и среднего бизнеса за счет ФНБ осуществляться не будет. Деньги возьмут из средств, зарезервированных в бюджете на реструктуризацию экономики, уточнил Силуанов в декабре 2013 года.

Ранее министр финансов предлагал на поддержку МСБ использовать средства ЦБ, а не ФНБ — банки могут выпускать облигации, обеспеченные кредитами малому и среднему бизнесу, и под залог этих бумаг получать финансирование в ЦБ.