Жертва информационной войны

Конфронтация с Западом требует новых усилий по продвижению идей Москвы

,
Реорганизация информационного агентства РИА «Новости» и создание на его базе международного информагентства «Россия сегодня» направлены на усиление пропаганды российского образа жизни и ценностей за рубежом.

Планы реорганизации одного из старейших информагентств страны держались в строгом секрете. О ликвидации РИА «Новости» его руководители узнали только в понедельник, после того как на сайте Кремля появилось соответствующее распоряжение. Источник в РИА «Новости» сообщил «Газете.Ru», что главный редактор медиахолдинга Светлана Миронюк также не была предупреждена заранее о предстоящей ликвидации возглавляемого ею федерального государственного унитарного предприятия.

Таким же образом узнала о ликвидации РИА «Новости» и Маргарита Симоньян, главред Russia Today. Указ о реформировании ФГУП РИАН стал полной неожиданностью даже для пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, говорит источник, знакомый с ситуацией. Песков сообщил, что не комментирует этот указ, и рекомендует придерживаться комментариев, которые дал по поводу реорганизации информагентства глава администрации президента Сергей Иванов. Вообще надо сказать, что почти все собеседники «Газеты.Ru» ссылались в основном на решение президента Путина, объясняли все исключительно его волей, выбором персоны, времени и места. А за причиной – отсылали к словам главы президентской администрации.

Официальная причина реорганизации – снижение расходов на содержание агентства. Об этом заявил Сергей Иванов.

В бюджете на 2014 год предусмотрено финансирование РИА «Новости» «по организации информационно-пропагандистского сопровождения внешней и внутренней политики» России в размере более 2,605 млрд руб. На подготовку к XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в Сочи в рамках подпрограммы «Информационная среда» медиахолдингу выделено еще более 71,3 млн руб. Однако каким образом будет происходить сокращение расходов на содержание ФГУП, непонятно. На протяжении долгого времени РИА «Новости» существует прежде всего за счет бюджетных средств. У медиахолдинга есть ряд собственных доходов, в том числе от рекламы и работы пресс-центра, но они не покрывают всех затрат. Агентство не смогло бы существовать без государственных дотаций, признавала ранее Миронюк.

Вторая причина реорганизации – необходимость повышения эффективности работы государственных СМИ, говорит Иванов. «Россия проводит самостоятельную политику, твердо защищает национальные интересы; объяснять это миру непросто, но делать это можно и нужно», — цитирует Иванова РИА «Новости».

Однако кого-кого, а РИА «Новости» упрекать в неэффективности немного странно, это одно из самых динамично развивающихся в последние годы СМИ. В медиахолдинге создали новые площадки, внедрили новые платформы и форматы, в частности онлайн-телевидение, развили огромный сегмент инфографики, дела весьма дорогостоящего и непростого.

Поэтому

еще одной причиной, предопределившей и ускорившей решение о реорганизации, могли стать события в Киеве.

Одним из последних неуспехов российского внешнеполитического пиара стала ситуация на Украине, где значительная часть населения выступает за интеграцию с ЕС, а не с Россией, хотя экономические выгоды от Таможенного союза гораздо более предсказуемы. СМИ обвиняют в провале в первую очередь посла России в Киеве Михаила Зурабова, однако ответственность за провал лежит и на всей «пропагандисткой машине» в целом. «Это может быть связано с событиями на Украине. Евромайдан – не главная причина, но он мог стать последней каплей», — говорит главный редактор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин. Ряд источников также сообщили «Газете.Ru», что не очень довольны тем, как в последнее время осуществлялся агентством пиар России и ее интересов вовне.

Реорганизация должна усилить пропагандистские усилия России на международном рынке информации. «В предыдущие годы мы недооценивали роль агитации и пропаганды. Россия скатывалась в региональные игроки с местными интересами и агитацией на международном рынке, — полагает Сунгоркин. — При этом многие державы тратят гигантские деньги на пропаганду, и это бюджеты, не сопоставимые с российскими. США, Китай, Великобритания, Франция, Германия и арабские страны тратят на пропаганду суммы, которые исчисляются миллиардами долларов. Это большая мировая игра. Из-за того, что Россия на протяжении долгого времени этим не занималась, складываются такие ситуации, как, например, на Украине: сказать что-то против революционного восставшего народа некому и негде». Так, только по официальным каналам, без учета финансирования НКО, ЕС потратил в этом году на свой имидж на Украине около 50 млн евро.

При этом назначение Дмитрия Киселева может стать логичным с точки зрения наметившейся тенденции по усилению госконтроля за формированием имиджа России, считает главред «Комсомолки». «Всем известно, что Миронюк ассоциируется с либеральной, общечеловеческой журналистикой. Это не плохо, но с Киселевым они разные люди, — говорит Сунгоркин. —

Киселев – это боец, солдат партии, человек президента и т.д. Безусловно, учитывая, что это разные люди, можно ожидать и дальнейших кадровых изменений внутри бывшего РИА «Новости», потому что высший кадровый состав похож на Миронюк».

Сам Киселев видит свою задачу так: «Восстановление справедливого отношения к России как важной стране мира с добрыми намерениями — это и есть миссия новой структуры, которую мне предстоит возглавить», — заявил он в эфире телеканала «Россия-24».

Миронюк можно назвать жестким, но однозначно эффективным менеджером. Путь, который прошло агентство за десять лет ее пребывания в должности руководителя РИА «Новости», — лучшее тому подтверждение. Из неуклюжего постсоветского СМИ Миронюк превратила агентство в современный мультимедийный холдинг, который привлек огромное число лучших специалистов. Юрий Богомолов, Владимир Гуревич, Арина Бородина, Илья Рудерман, Анна Шпакова, покойный уже Валерий Левитин — все это имена в своей области, от телекритики до интернет-дизайна, от фотографии до газетного дела.

Безусловно, в условиях бесконечных политических игр и разнонаправленных интересов Миронюк приходилось весьма непросто, особенно в последние полтора года: недовольство ею росло в разных структурах, от Кремля до правительства. Одна из причин — масштабы деятельности агентства: можно было видеть, как концентрируются ресурсы в одном отдельно взятом медиахолдинге. С другой стороны, ни одно другое СМИ не может показать в качестве результатов своей «бюджетной деятельности» ничего близкого к итогам РИА «Новости».

В принципе,

Миронюк ожидала, что рано или поздно ее «съедят», однако были основания полагать, что процесс «поедания» виделся ей скорее ближе к весне-лету,

но никак не накануне Олимпийских игр, где РИА «Новости» выступает хост-агентством.

Не меньший шок, чем реорганизация агентства, вызвала и фигура назначенного генерального директора, человека, мягко говоря, не отличающегося либеральными взглядами. Вместе с тем, по некоторым данным, первоначально на эту позицию рассматривали Симоньян, главу телеканала Russia Today — также бюджетного проекта, патронируемого рядом высокопоставленных работников администрации президента. Слухи о том, что Симоньян может рано или поздно сменить Миронюк, ходили по рынку уже года четыре. Однако и в этот раз решение принято не было. Более того, источники, знакомые с ситуацией, больше беспокоятся об отсутствии у Киселева опыта административной работы в структурах подобного уровня, чем за его политические взгляды. «Будете судить по результатам, — сказал один из источников «Газете.Ru». — Всем понятно, что никакого плакатно-пропагандистского стиля в общении с Западом уже быть не может».

Из этого становится более понятно, какую направленность хотят придать агентству после реорганизации. По сути, переформатированному в «Россию сегодня» РИА хотят – только на новых платформах и в большем объеме – вернуть функции позднесоветского АПН – рупора политической воли Москвы на западную аудиторию. Тем самым агентству, вероятно, будут все больше и больше придавать функции ретранслятора российского политического курса вовне, а не развивать внутреннее направление, более характерное для РИА «Новости» последних лет.