Слияние российского производителя серебра Polymetal и золотодобытчика Polyus Gold, переговоры о котором начались около года назад, не состоится, сообщили «Газете.Ru» два источника в инвестиционном сообществе.
Акционеры компании вернулись к обсуждению объединения компаний после продажи Михаилом Прохоровым 38% пакета бумаг Polyus, утверждали ранее собеседники, близкие к производителям драгметаллов. Но консультации завершились безрезультатно.
Долю Прохорова в золотодобытчике в начале года приобрели за $3,6 млрд структуры партнеров действующего акционера Polyus Сулеймана Керимова — депутата Госдумы Зелимхана Муцоева и бывшего совладельца «Вимм-Билль-Данна» Гавриила Юшваева.
Одной из причин выхода Прохорова из капитала компании, было несогласие с вариантом слияния с Polymetal, на котором настаивал Керимов, владеющий 40,22% бумаг Polyus, отмечал один из источников. Сам Прохоров говорил о намерении объединить Polyus Gold с крупным международным игроком. Керимов был заинтересован в слиянии с Polymetal, долей в котором владел до 2007 года — до продажи пакета группе ИСТ Александра Несиса, чешской PPF Group Петера Келлнера и инвестору Александру Мамуту. Пресс-секретарь президента Владимира Путина Дмитрий Песков в феврале заявил, что власти не намерены препятствовать объединению Polyus Gold и Polymetal.
Но после выхода из бизнеса Прохорова переговоры зашли в тупик.
Основной причиной стала оценка Polyus примерно в $9,5 млрд в рамках сделки по выкупу пакета Прохорова, рассказывает один из источников. В результате акционеры Polymetal получили бы незначительные доли в объединенной компании, объясняет источник в банковских кругах, знакомый с ходом консультаций.
Текущая капитализация Polyus составляет $9,8 млрд, Polymetal — $5,1 млрд. Прохоров продал свою долю с небольшим дисконтом к рынку — $3,15 за акцию при средней цене за последние полгода $3,36 за бумагу. Об отказе от слияния свидетельствует и уход в марте со своего поста одного из идеологов объединения — председателя совета директоров компании «Нафта-Москва» Александра Мосионжика, проработавшего с Керимовым 14 лет, считает источник в отрасли.
В группе ИСТ Александра Несиса ситуацию не комментируют. Источник, близкий к акционерам ИСТ, подтвердил, что переговоры об объединении в последнее время не ведутся. PPF не комментирует ситуацию. Александр Мамут отказался от комментариев. В Polyus Gold и Polymetal поступили так же. Связаться с представителем «Нафта-Москва» Сулеймана Керимова не удалось.
«Сложность в переговорах могла заключаться в том числе и в разных оценках потенциала запасов компаний», — считает Алексей Морозов из UBS. Запасы Polymetal составляют около 15 млн унций условного золота, у Polyus значительно больше — около 90 млн.
«Но у Polymetal практически все запасы за исключением Майского (будет запущено в апреле этого года) находятся в производстве, у Polyus почти половина запасов, в том числе крупнейшее Наталкинское месторождение, еще не разработаны и требуют миллиардных инвестиций», — отмечает аналитик «ВТБ Капитала» Николай Сосновский.
С другой стороны, менеджмент Polymetal в отличие от других российских разработчиков драгоценных металлов, сумел успешнее воспользоваться ростом цен на золото в последние годы с $400 до почти $ 2000 долларов за унцию и обеспечить рост стоимости бумаг для инвесторов. «Стоимость акций компании выросла в два-три раза со времени размещения в 2007 году, в то время как сектор остался примерно на том же самом уровне», — констатирует Сосновский. Идея объединения была в том числе и в том, чтобы транслировать этот опыт на Polyus, поясняет он.
В последние несколько месяцев ситуация изменилась: Polymetal потерял в курсовой стоимости из-за проблем с запуском фабрики автоклавного выщелачивания в Амурске (проект «Албазино-Амурск»), Polyus, напротив, набирал очки в основном на информации о выкупе доли Прохорова в компании и решении производственных проблем на основном активе — Олимпиадинском месторождении. Роль, по словам аналитиков, сыграло и падение цен на золото (текущая цена — $1600 за унцию)
По словам экспертов, для крупных компаний сектора становится более актуальной тенденция разукрупнения.
«С операционной точки зрения становится все сложнее управлять 20—30 разноплановыми активами в различных часовых поясах, континентах, странах со своими политическими рисками. В этой ситуации проще работать в формате небольших региональных компаний, — объясняет Сосновский. — Например, разделение Barrick и African Barrick или выделение из Goldfields части южноафриканских активов. Те же средние по размерам и сфокусированные на одном регионе Randgold, Koza Gold и Polymetal преуспели в деле создания стоимости компании в последние годы гораздо больше их диверсифицированных конкурентов».
Вместе с тем эксперты не исключают возвращения к обсуждению идеи слияния, в случае если у Polyus возникнут сложности в освоении Наталкинского месторождения. «Слияние могло бы помочь компаниям в доступе к рынкам долгового капитала, новым сделкам слияний и поглощений, а также в участии в приватизационных сделках, в том числе освоении месторождения Сухой Лог», — считает Морозов.