Пенсионный советник

«Билайн» заплатит за спам

ФАС оштрафовала «Билайн» на 100 тысяч рублей за рекламу СМС-лотереи

Игорь Бахарев 22.06.2011, 12:20
Thinkstock/Fotobank.ru

ФАС оштрафовала «Билайн» на 100 тысяч рублей за рекламу СМС-лотереи. Для рассылки таких сообщений требуются разрешения со стороны абонентов, напоминают юристы, поэтому подобных санкций будет всё больше.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы (ФАС) наложила штрафы по 100 тысяч рублей на ОАО «Вымпелком» (торговая марка «Билайн») и ООО «Мобильный диалог». Компании наказаны за ненадлежащую рекламу стимулирующей лотереи «СМС удача».

Операторы нарушили требования статьи 9 закона «О рекламе», не указав источник информации об организаторе лотереи и не рассказав о правилах ее проведения, количестве призов или выигрышей, сроках, месте и порядке их получения.

Кроме того, ОАО «Вымпелком» и ООО «Мобильный диалог» распространяли СМС-сообщения рекламного характера без получения предварительного согласия абонента. «Это противоречит части 1 статьи 18 закона о рекламе. Согласно ей,

распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы», — указывают в ФАС.

Реклама стимулирующей лотереи «СМС удача» распространялась посредством СМС-сообщений в сети «Билайн» в мае — июне 2010 года. Чтобы стать ее участником, клиентам предлагали приобрести услугу — доступ к информационному ресурсу wap.mobiledialog.ru, содержащему контент для мобильных телефонов (мелодии, картинки, видео, игры), направив СМС-сообщение.

Один из клиентов «Вымпелкома», получивший такое приглашение, обратился в ФАС с жалобой. В ней он указал, что согласие на получение рекламных сообщений не давал. «Вымпелком» и ООО «Мобильный диалог» не смогли представить комиссии ФАС доказательства обратного.

В «Вымпелкоме» считают решение о наложении штрафа несправедливым. «Мы планируем его оспорить», — рассказала «Газете.Ru» представитель компании Анна Айбашева.

«Согласно закону о рекламе, она признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено», — разъясняет старший юрист юридической компании «Юков, Хренов и партнеры» Зинаида Захарова.

Новый закон «О персональных данных», который вступит в силу с 1 июля этого года, уточняет эту процедуру. Он предусматривает наличие письменного разрешения со стороны абонента на получение рекламной информации на его почту или мобильный телефон.

«После 1 июля таких прецедентов будет гораздо больше», — считает представитель G Data Software Роман Карась.

Но массовыми они вряд ли станут, говорит партнёр адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнёры» Илья Ищук. Такие дела возбуждаются антимонопольными органами преимущественно по заявлениям граждан, недовольных той или иной рекламной акцией. «Но людей, готовых потратить свое время и силы на написание жалобы по такому, по сути, необременительному факту, как СМС-рассылка, не так уж и много. Большинство людей просто не обращают внимания на получение таких сообщений», — говорит юрист. Но просветительская работа с гражданами существенно сократила бы случаи неправомерных рассылок СМС-рекламы, уверена Захарова.