Пенсионный советник

Штрафные $18 млрд

ВР заплатит $18 млрд штрафа за аварию в заливе, если будет доказана халатность ее сотрудников

Алексей Топалов 15.09.2010, 16:03
Reuters

Штраф ВР за загрязнение Мексиканского залива может составить $17,6 млрд, но лишь в том случае, если будет доказан факт халатности со стороны сотрудников компании. В противном случае ВР отделается штрафом в $4,5 млрд. Но даже при худшем раскладе ВР сможет расплатиться безболезненно.

Министерство юстиции США определило размер штрафа, который ВР должна будет заплатить в связи с катастрофой в Мексиканском заливе. Минюст намерен подать иск против компании на $17,6 млрд, причем он не имеет отношения ко множеству частных исков, уже поданных против ВР пострадавшими от аварии (для выплаты компенсаций по этим искам, по требованию властей США, ВР должна перечислить $20 млрд на счет независимого фонда: $5 млрд будут перечислены уже в этом году, в дальнейшем компания будет перечислять ежеквартально по $1,25 млрд, пока не выплатит полную сумму).

Примерная сумма штрафа называлась еще в июле: согласно «Акту о чистой воде», который был нарушен вследствие аварии, ВР должна выплатить $4,3 тысяч за каждый баррель нефти, попавший в акваторию залива.

Сумма иска говорит о том, что, по подсчетам американских властей, по вине ВР разлилось около 4,1 млн баррелей нефти.

Впрочем, $4,3 тысяч за баррель ВР заплатит лишь в том случае, если будет доказано, что имел факт халатности со стороны ее сотрудников. В противном случае выплаты составят лишь $1,1 тысяч на каждый баррель, то есть в целом только $4,51 млрд.

В настоящее время ВР занимается именно тем, что пытается снять с себя хотя бы часть вины за аварию.

Роберт Дадли, который должен сменить нынешнего главу ВР Тони Хейворда на его посту 1 октября, прямо заявил, что «ответственность за взрыв на платформе лежит на многих». Речь идет о компаниях Halliburton (принимала участие в цементировании скважины), и Transocean, которой принадлежит платформа Deepwater Horizon.

Из результатов расследования аварии, проведенного ВР, следует, что «специалисты ВР и Transocean, работавшие на платформе, неправильно оценили результаты теста на давление», и именно специалисты Transocean «бездействовали в течение 40 минут с момента аварии» и начали реагировать лишь тогда, когда нефть показалась на поверхности воды.

Швейцарская Transocean Ltd (крупнейший в мире подрядчик офшорного бурения) пока не проводила собственного расследования аварии. «Кроме того, масса интересных фактов может всплыть и в ходе самого разбирательства пор иску американского минюста, ведь власти США также должны будут предоставить в суде результаты собственного расследования», — не сомневается эксперт ИК «Метрополь» Алексей Кокин.

Но даже если ВР придется платить по максимуму, критичной ситуация для компании не станет: компании есть где взять деньги. Во-первых, ВР реализует программу продажи своих активов: изначально планировалось выручить в ее ходе $30 млрд, однако недавно компания расширила ее до $40. Пока, впрочем, было заключено только две сделки на общую сумму в $8,9 млрд (с Apache и консорциумом из колумбийской государственной нефтяной компании Ecopetrol и канадской Talisman).

Среди выставленных на продажу активов доля в месторождении Prudhoe Bay на Аляске (оценивается в $20 млрд), а также нефтяные блоки в Северном море ($8–10 млрд).

«Кроме того, ожидаемая прибыль ВР от основной деятельности за второе полугодие 2010 г должна составить около $16–17 млрд», — говорит аналитик ИК «Универ» Дмитрий Александров.

Также эксперт отмечает, что капитализация компании медленно, но верно растет: если неделю назад она составляла $117 млрд, то сейчас уже превысила $120 млрд.