Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Раздел инноваций

В четверг российский бизнес поделится с Дмитрием Медведевым мыслями, как перевести экономику на инновационные рельсы

ИТАР-ТАСС
В четверг Дмитрий Медведев встретится с бизнесом, чтобы поговорить о том, как перевести экономику на инновационные рельсы. Главная мысль, которую предприниматели хотят донести до власти: это возможно сделать, лишь распределив риски и ответственность между бизнесом и государством.

В четверг в Томске президент Дмитрий Медведев встретится с представителями крупного бизнеса. На этот раз в рамках комиссии по модернизации и технологическому развитию при президенте России. Тема ― внедрение инноваций в частном бизнесе.

В первый раз президент поднял эту тему на встрече с бизнесом в октябре прошлого года. Но предметного разговора не получилось. В сфере инноваций «движение у нас ничтожное» ― поставил тогда диагноз президент. И если так и дальше пойдет, то «новый кризис многие компании, здесь присутствующие, просто похоронит».

На этот раз бизнес подготовился к встрече более основательно.

«Раньше мы обычно предлагали власти точечные решения, теперь подготовили развернутую концепцию модернизации», ― рассказал «Газете.Ru» глава РСПП Александр Шохин.

Первым с предложениями к власти от лица бизнеса выступит глава госкорпорации «Роснано» Анатолий Чубайс. Но его доклад не будет официальной позицией РСПП. «На президентской комиссии Анатолий Чубайс выступит от лица группы компаний, а не от лица РСПП», ― пояснил в среду «Газете.Ru» Шохин.

Представители частного бизнеса ― президент ООО «Группа ОНЭКСИМ» Михаил Прохоров, глава «ЛУКойла» Вагит Алекперов, президент организации малого бизнеса «Опора России» Сергей Борисов ― выступят содокладчиками. Остальные заготовили реплики.

В «Роснано» заявили, что Анатолий Чубайс любит выступать экспромтом, поэтому готового текста доклада к заседанию президентской комиссии нет, есть некие «слайды к выступлению».

Главная мысль, которую собираются донести представители бизнеса до президента, такова: реализовать инновационные проекты возможно, лишь распределив риски и ответственность между бизнесом и государством.

О том, что в первую очередь потребуется «лечение застарелых институциональных болезней ― коррупции, слабой защиты частной собственности, избирательного применения законодательства под административным началом», Чубайс говорил и раньше. По его словам, без этих паззлов никакие инновации не сложатся.

Также, по мнению бизнеса, нужно перенять хорошо зарекомендовавшие себя за рубежом механизмы господдержки инноваций и высокотехнологичных производств. Например, экспорт технологически сложной продукции с участием экспортных кредитных и страховых агентств (ЭКА) наподобие французской COFACE или германской группы «Гермес», Эксимбанка (США) и др. Эти институты предоставляют госгарантии экспортных поставок, прямое кредитование под гарантии покупателя и т. д.

«Российские предприятия энергетического и нефтяного машиностроения, авиационной и космической отраслей без эффективного механизма государственного экспортного кредитования находятся в заведомо проигрышной позиции на мировом рынке вне зависимости от собственной модернизации», ― говорит один из участников совещания.

Также от государства требуется либерализация налоговых режимов. Надо исключить двойное налогообложение инвестиций, направляемых на инновационные проекты, считает бизнес. Эти проекты, как правило, не являются профильными инвестициями, а потому финансируются из прибыли. В то же время, когда вновь создаваемый проект начинает приносить доходы, они также облагаются налогом. Важно определить сроки «становления» инновационных проектов, во время которых они могли бы функционировать в режиме «налоговых каникул».

Стоит ввести и льготу по налогу на имущество при вводе в эксплуатацию оборудования, использующего опытные образцы прорывных технологий. И субсидирование процентных ставок при реализации инновационных проектов (либо проектов, использующих инновационные решения и разработки) через уполномоченные финансовые институты ― ВЭБ, Сбербанк.

Не обойтись и без корректировки таможенных режимов. «Сегодня по отдельным видам машиностроительной продукции действуют 15-процентные импортные пошлины на комплектующие при нулевой пошлине на готовые изделия. Такие таможенные дисбалансы лишают смысла организацию производства некоторых видов машин и оборудования в России», ― жалуется представитель бизнеса.

По мнению бизнеса, необходимо также обеспечить страхование капвложений, который он делает в высокотехнологичные компании зарубежных стран и создание СП. А также политическую поддержку таких инвестиций, чтобы не подвергаться необоснованной дискриминации и санкциям.

Какие-то шаги навстречу бизнесу власть готова сделать. Так, главе Минфина Алексею Кудрину поручено озвучить на заседании комиссии те налоговые преференции, на которые сможет рассчитывать бизнес, использующий инновационные технологии. Но сделанные ранее уступки властей по линии НИОКР бизнес явно не вдохновляют.

Проблема модернизации гораздо глобальнее, чем ее представляют власти, и не сводится к закупке технологий для производства энергосберегающих лампочек,

разделяет позицию бизнеса руководитель департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. «В России нет инноваций не потому, что нет новых технологий, а потому, что российская экономика не конкурентная, а чтобы ее сделать таковой, нужно устранить главное препятствие ― неэффективное и коррумпированное чиновничество, а для этого нужна полноценная административная реформа, а это тянет за собой политическую реформу.

Бизнес заинтересован в инновациях, но он в этом деле ведомый, а ведущий ― государство»,

― говорит Николаев.

Модернизироваться прежде всего необходимо государству, согласен ведущий эксперт компании «Бизнес-решения» Алексей Калинин. «Если прибыль и так высока, если нет конкуренции, если от внешних конкурентов существует надежная защита за счет ввозных пошлин и квот, никаких инноваций не будет, так что проблема инноваций упирается в государство», ― говорит эксперт.

Вот только время для модернизации выбрано не самое подходящее, убеждены эксперты. «Кризис еще не закончился. Ну кто будет менять старый брандспойт на новый во время пожара?!» ― недоумевает руководитель департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.