Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Ассортимент сократится, цены вырастут»

Законопроект о торговле готовится ко второму чтению

Правительственная версия поправок к законопроекту «О госрегулировании торговли» поступила в Госдуму. Вскоре он будет рассматриваться во втором чтении. Что получат от его принятия производители сельхозпродукции, переработчики, торговля и потребители — по просьбе «Газеты.Ru» проанализировал один из исследователей лоббистской борьбы вокруг законопроекта, директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.

— Можно ли нынешний вариант законопроекта назвать сбалансированным? Кто из участников рынка выиграет от его принятия, кто и что потеряет?

— В ходе борьбы вокруг законопроекта участники рыночной торговой цепочки «производитель — переработчик — оптовик — розничный продавец – потребитель» не были одинаково активны и консолидированы. Главными действующими лицами борьбы вокруг законопроекта стали продовольственные торговые сети и крупные сельхозпереработчики. Изначально именно последние были главными лоббистами закона: около 3 лет назад они пришли к министру сельского хозяйства Александру Гордееву с жалобой на торговые сети.

Сельхозпереработчики и выстроили виртуальную коалицию поддержки, говоря, что они защищают интересы и потребителя, и отечественного фермера, и крестьянина. Но, например, бонусы – платежи за выгодное место на полке магазина — это не проблема фермеров, а проблема крупных компаний. Для кого-то это вообще плюс: общеизвестно, что бонусы за вход придумали сами производители. А потом захотели упростить себе схему работы — ограничить бонусные платежи, создать для себя удобные сроки оплаты товара.

В свою очередь, ритейлеры настаивали на том, что государственное регулирование отрасли вообще не нужно и вредно и якобы не существует нигде в мире. Впрочем, по ряду позиций – сроки оплаты продукции, бонусы – стороны начали сближаться. В правительственном варианте законопроекта компромисс достигнут по двум основным пунктам — сроки оплаты продукции и отказ от бонусных платежей, сохранилась одна только премия за объем. Но, поскольку была раскручена тема, что сети – некое глобальное зло, стали появляться откровенно популистские поправки, которые начали бить и по сетям, и по малому и среднему бизнесу, и по потребителям, и по тем, кто изначально инициировал закон, то есть по крупным сельхозпереработчикам. Считаю, нужна антикоррупционная экспертиза законопроекта в том виде, в котором его предлагают депутаты.

В депутатской редакции закона в выигрыше оказываются чиновники, причем чиновники нечистоплотные.

Так, статью 16-ю законопроекта, которая накладывает ограничения на расширение продовольственных сетей в рамках одного муниципального района, никто не знает, как администрировать, она создает почву для чиновничьего произвола, так как нет объективных критериев. Чиновник захочет — найдет 25% доли присутствия сети на рынке, не захочет — не найдет. Обычное повышение коррупционной нагрузки на бизнес.

— Сделал ли кризис принятие закона более актуальным?

— Сам момент принятия документа, на мой взгляд, выбран крайне неудачно: ограничивать рост во время кризиса — непозволительная роскошь. Было бы здорово, если бы государство помогло отрасли в тяжелые времена. Но то, что сейчас предлагают депутаты, — в частности, ужесточение норм антимонопольного регулирования, ограничение торговой наценки — усугубит проблемы, которые уже сейчас существуют в отрасли. А конкуренция еще больше ограничится. На самом деле главные проблемы отрасли торговли в России — это как раз нехватка торговых площадей, неразвитость инфраструктуры, нехватка конкуренции и административные поборы.

— И Дмитрий Медведев, и Владимир Путин приняли активное участием в обсуждении документа. Как повлияла их позиция на дискуссию вокруг законопроекта?

— Президент и премьер солидарны в том, что есть целый ряд недобросовестных практик со стороны сетей, которые необходимо прекратить. В частности, чрезмерный список поборов, которые требуются за вход в сеть, всевозможные рекламные маркетинговые услуги и так далее. Я думаю, что позиция Путина повлияла позитивно. Было несколько раундов переговоров, в ходе которых переработчики и сети не могли прийти к согласию, и после того, как Путин их собрал, потом съездил в «Перекресток» и пообещал жесткие санкции, они договорились.

Власти призывали к некоему компромиссу между торговлей и производителями, однако в ходе обсуждения возник новый дискурс. Путин обратил внимание на то, что на самом деле,

при том что декларировалась цель защитить сельхозпроизводителя, закон в правительственном варианте защищает крупного переработчика.

В звене «производитель — переработчик» защиты отечественного производителя не наблюдается. Когда говорят, что задешево, по бросовым ценам, скупают продукцию, — кто скупает? Сети, что ли? Нет, скупают как раз крупные переработчики. Медведев выступал более осторожно. Так, на встрече с руководством РСПП он заявил, что не надо переходить на жесткие меры регулирования, законодательство должно быть, но оно «не должно быть бестолковым».

— Как законопроект скажется на рынке? Придут ли новые игроки?

— Кто-то будет разоряться. Выигрывают крупные западные сети, которые работают в формате гипермаркета. Пришел, например, «Ашан» в муниципальное образование, открыл один гипермаркет, получил 90% рынка – в итоге на него антимонопольное регулирование, которое запрещает открывать новые магазины при достижении 25% оборота, не распространяется. Больше магазинов он открыть не сможет, но ему этого и не надо — он уже монополист.

Фактически это лоббизм интересов западных сетей в противовес малому и среднему бизнесу, о котором депутаты якобы заботятся.

— Что получат потребители?

В случае принятия законопроекта с жесткими депутатскими поправками ассортимент сократится, цены вырастут. Это выводы в том числе и экспертов Высшей школы экономики, Академии народного хозяйства при правительстве РФ, Российского государственного торгово-экономического университета и Института современного развития.

Правительственный вариант менее вреден, он стал плодом компромисса людей, которые понимают, что происходит и в сельскохозяйственной отрасли, и в продовольственном ритейле.

А чтобы закон был действительно полезен, его нужно принимать через год, после того как будет одобрена стратегия развития отрасли.

Новости и материалы
ВСУ атаковали два детских сада Запорожской области
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Ушедшую на почту и пропавшую певицу два дня ищут в Перми
Ученые научились предсказывать артрит по анализу крови задолго до его появления
Глава Гагаузии призвала главу МВД Молдавии уйти в отставку
Суд в Москве получил жалобу защиты Тимура Иванова на его арест
Авария с Audi и BMW произошла на пересечении улиц в Челябинске
На Украине усиливают цензуру в ожидании негативного развития событий
Судья Федотов: игрока ЦСКА надо было удалить в матче со «Спартаком»
В художественной гимнастике переименовали элементы, названные в честь россиянок
Новая Nintendo Switch получит магнитные держатели контроллеров
Власти Оренбуржья объяснили задержки выплат пострадавшим от паводка
Работница российского банка спасла клиентку от телефонных мошенников
Симулятор ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС выйдет в июне
В российском городе сдетонировало самодельное взрывное устройство
В Пентагоне назвали преимущество России перед Западом
Из App Store удалили программы для оголения девушек на iPhone
Стало известно, сколько рублей кабмин выделит Оренбуржью
Все новости