«Рособоронэкспорт» озвучил свои планы по наращиванию экспорта боевой авиатехники. В ближайшее время концерн собирается существенно расширить географию своих продаж, сообщил замгендиректора ФГУП «Рособоронэкспорт» Александр Михеев в интервью изданию «Экспорт вооружений», которое выйдет на следующей неделе.
Экспортные поставки российской военной авиационной техники третий год остаются примерно на том же уровне. В этом году объемы экспорта боевой авиации составят $2,6 млрд. Эксперты считают, что это вполне неплохой результат. Основные рынки уже давно поделены, а многие контракты, действующие до сих пор, заключены несколько лет назад. «В последнее время мы стабильно продаем по 40 самолетов в год. У американцев примерно такой же объем, даже поменьше», — уточняет эксперт Центра анализа стратегий и технологий (АСТ) Константин Макиенко. При этом продажа каждого нового боевого самолета генерирует примерно $100 млн. Сам самолет стоит примерно $40 млн, остальное дает аэродромная логистика, дорогие авиационные средства поражения (ракеты и бомбы), запчасти, обучение пилотов.
Сейчас список потребителей отечественной боевой авиации включает Индию, Китай, Алжир, Малайзию и Венесуэлу. Но поставки истребителей Су-30МКМ в ту же Малайзию закончатся уже в этом году. Кончается контракт и с алжирскими ВВС. Основной потребитель Китай уже неплохо укомплектован.
Воздушный флот Поднебесной имеет в своем распоряжении 300 самолетов Су-27 и Су-30 российского производства. «Китайцы теперь заняли выжидательную позицию, им нужны более современные самолеты», — говорит Макиенко.
Речь идет о тяжелом самолете Су-35. Пока этот самолет лишь проходит испытания и выйдет в серию, а значит, и на экспорт, не раньше 2012 года. Но уже сейчас «Рособоронэкспорт» столбит место. «На сегодня по результатам технических консультаций китайской стороне было предложено сотрудничество по программе Су-35 в форме закупки партии готовых самолетов с последующей организацией их лицензионного производства на территории КНР», — делится планами Михеев. Консультации на эту тему, скорее всего, будут продолжены на предстоящем в августе авиасалоне в Жуковском.
Но стопроцентной гарантии по китайскому заказу нет. Видимо, эта неуверенность когда-то главного своего партнера заставляет «Рособоронэкспорт» искать новые рынки сбыта.
В регионе Ближнего и Среднего Востока возможны поставки истребителей МиГ-29СМТ в Египет, новую партию этих машин может закупить Йемен, говорит Михеев.
Также «Рособоронэкспорт» надеется расширить присутствие российской боевой истребительной авиации в Латинской Америке, где рассматривает в качестве перспективных венесуэльский и эквадорский рынки. «Венесуэла рано или поздно возьмет полк Су-35 (24 самолета)», — говорит Макиенко. По его мнению, не стоит сбрасывать со счетов Бразилию: эта страна может «выстрелить» и купить от 12 до 24 самолетов.
Кроме того,
в «Рособоронэкспорте» надеются на прорыв на ливийском рынке. Ведь авиационная составляющая ВВС страны основана на российской и советской технике.
«Пилоты и инженерно-технический состав обучались в российских и советских вузах. Тактика ведения боевых действий основана на использовании наших самолетов. Ливия сегодня — это одна из ведущих североафриканских стран с неплохими финансовыми возможностями, что позволяет ей планировать закупки достаточно серьезной техники», — говорит Михеев. Другое дело, что ливийцы — это очень требовательный и избирательный покупатель ВВТ. Несмотря на то что Ливия, как говорит Михеев, проявляет живой интерес к самолетам МиГ-35, Су-35, к новейшим ударно-боевым вертолетам, к системам ПВО, эксперты полагают, что глобальных закупок, как в прошлом, Ливия осуществлять уже не будет. По мнению Макиенко, эта страна может заказать у «Рособоронэкспорта» новых самолетов примерно на $2 млрд.
В «Рособоронэкспорте» прекрасно понимают, что нынешний модельный ряд, по сути, уже исчерпал себя.
Для полноценной конкурентной борьбы с теми же американцами нужны новые козыри. Не случайно, как говорит Михеев, «в период до 2020 года и далее акцент будет смещен в сторону продвижения разрабатываемых сегодня самолетов Су-35, МиГ-35, МиГ-29М/М2 и в дальнейшем — самолета пятого поколения».
«Если Су-35 появится быстро, а это промежуточный самолет между нынешними моделями и будущим истребителем пятого поколения, то с тяжелой авиацией у нас действительно будет все неплохо, — объясняет Макиенко. — На этом рынке мы сейчас взяли все что могли, и будет еще потенциал роста». Успешная реализация проекта Су-35 позволит «Рособоронэкспорту» предложить на рынок продукт, который по своим характеристикам превзойдет все созданное до настоящего времени. Как только «Сухой» завершит работы по Су-35, компания с головой окунется в самый амбициозный проект по созданию самолета пятого поколения. Создание истребителя пятого поколения оценивается в $12–14 млрд. Главное его отличие от предшественников — вся имеющаяся информация подвергается анализу компьютера и выдается пилоту в виде подсказки.
И если все пойдет так, как обещают в «Сухом», то экспортный вариант может быть предложен на мировой рынок уже после 2015 года. «Я думаю, что реальный срок поставок самолетов пятого поколения — 2020 год, — говорит Макиенко. — Американская практика показывает — между первым полетом прототипа и поставкой самолета в серию даже при должном финансировании обычно нужно 10 лет».
Значительно раньше на мировой рынок выйдет американский истребитель JSF, который будет основным конкурентом российского истребителя.
А вот у МиГ-35 (новая модификация МиГ-29) — самолета среднего класса — конкурентов уже сейчас предостаточно. «Михеев говорит, что шансы на победу в индийском тендере МиГ-35 довольно высоки. Но в дележ индийского контракта со своими самолетами вполне могут вмешаться французский «Рафаль», шведский «Грипен», американский F-16, «Еврофайтер», — говорит Макиенко. Источник «Газеты.Ru» в «Сухом» добавляет: «Не забывайте: переговоры по продаже боевой авиации вообще архисложная вещь. Здесь играют роль миллион мелочей: традиции страны, предпочтения ВВС, ранее заключенные контракты, политика, нефтяные и газовые вопросы и даже цвет кожи продавца».