Пенсионный советник

Суда поплывут по программе

Правительство РФ на заседании одобрило федеральную целевую программу по развитию гражданского судостроения на 2009–2016 годы

Оксана Новоженина, Галина Шакирова 08.11.2007, 19:23

Правительство РФ на заседании в четверг одобрило федеральную целевую программу по развитию гражданского судостроения на 2009–2016 годы. По словам главы Минпромэнерго Виктора Христенко, общий объем финансирования ФЦП составит около 140 млрд рублей, из них 90 млрд выделит бюджет.

В связи с растущей конкуренцией по освоению углеводородного сырья на шельфе все более востребованным становится морской транспорт. Это объясняет активный процесс реформирования судостроительной отрасли. По словам Христенко, реализация ФЦП позволит к 2015 году увеличить объемы судопроизводства в 2,5 раза, повысить производительность труда и снизить трудоемкость в отрасли. Фактически это означает «поднять отечественное судостроение на уровень передовых стран в этой области», сказал министр.

Часть финансов из запланированных 140 млрд рублей направится на разработку собственных технологий, другая – на приобретение иностранных лицензий. «Думаю, мы будем приобретать технологии для производства танкеров, но отрабатывать свои технологии по газовозам и танкерам особого ледового класса, сопроводительным судам и платформам», — сказал Христенко.

В первую очередь целевая программа направлена на развитие технологий для обеспечения внутренних потребностей рынка.

Министр отметил, что приоритетным тут является производство специальных высокотехнологичных платформ и вспомогательных судов для освоения морского шельфа. Сложные месторождения и погодные условия сконцентрируют новое производство на сложной морской технике. «Сложные суда — это та ниша, которую должно занять российское судостроение на внутреннем рынке, а также выходить с ним на внешние рынки», — подчеркнул глава Минпромэнерго.

Для внутренних потребностей России, по оценке правительства, сейчас наиболее актуально производство танкеров водоизмещением 140–160 тыс. т ледового класса для работы в Балтийском море, северных и дальневосточных морях. Аналитики, правда, не столь уверены в целесообразности акцента на танкерах. «Для приема подобных судов в портах нужно соответствующее оборудование, — напоминает аналитик «Антанта-Капиталл» Тимур Хайруллин. — Это требует инвестиций. В настоящее время танкерные перевозки практически не используются, нефтегазовые компании предпочитают ж/д и трубопроводы». «Развитие этого направления может быть перспективно как альтернатива трубопроводам, но полностью заменить их не сможет, — соглашается Наталья Мильчакова из ФК «Открытие». — Невыгодно».

Помимо танкеров планируется сделать упор на разведочные и добывающие платформы для работы на шельфе, к 2015 году будет создано около 30–35 штук. «Это не так много, но если визуально представить эти платформы, то эти 30–35 штук превращаются в $15–20 млрд», — сказал Христенко. Помимо востребованности на мировом рынке такие платформы подразумевают приобретение вспомогательной техники. Так, эксплуатация платформы стоимостью $1,5 млрд для Приразломного месторождения требует еще двух танкеров-ледоколов.

Таким образом, подчеркнул глава Минпромэнерго, можно ожидать мультипликативного эффекта для судостроения от строительства 30–35 платформ.

Инвестиционные проекты, призванные воплощать ФЦП в жизнь, будут отбираться в первом полугодии 2008 года правительством совместно с Внешэкономбанком. «Мы объявили открытые конкурсы по строительству новых верфей в трех регионах, средств на это из бюджета нет и не должно быть, здесь важно привлекать институты частно-государственного партнерства», — объяснил министр промышленности и энергетики после заседания правительства. Строительство верфей потребует трех лет, для начала производства качественной продукции понадобится дополнительно от года до трех. «Чтобы максимально попасть в удовлетворение спроса, мы предполагаем привлекать партнеров, уже завоевавших место на рынке, но только с переносом сюда их передовых технологий», — заявил министр.