В среду Шведская королевская академия наук объявила лауреатов Нобелевской премии по химии. Ими стали американцы, которые доказали существование ионных каналов в клеточных мембранах. Как указано в официальном пресс-релизе Нобелевского комитета, первую половину премии получает Питер Агр из медицинской школы университета Джона Хопкинса (Балтимор, США) «за открытие водных каналов» в клетке. Вторую половину получил Родерик МакКиннон из медицинского института Ховарда Хьюза (Университет Рокфеллера, Нью-Йорк, США) «за изучение структуры и механизмов действия ионных каналов».
В пояснительной речи сказано, что люди на 70% состоят из соленой воды. А награду получили ученые, которые первыми разъяснили, как соли и вода проникают внутрь клетки и выводятся оттуда.
«Их открытия предоставили нам фундаментальное понимание того, как почки фильтруют воду и как генерируются и распространяются электрические сигналы в нервных клетках», – говорится в сообщении Нобелевского комитета.
Достижения Агра и МакКиннона имеют большое значение для понимания многих болезней, например почек, сердца, мускулов и нервной системы.
То, что клетки тела должны содержать определенные пропускные каналы для транспортировки воды и питательных веществ, предполагалось с середины XIX века. Но только Агр в 1988 году смог выделить из клетки мембранный белок, а через год или чуть позже он понял, что из этого белка и состоит так долго разыскиваемый водный канал. Открытие Агра привело к целому ряду биохимических, физиологических и генетических исследований водных каналов в бактериях, растениях и у млекопитающих. И сегодня исследователи могут подробно изучать молекулу воды, продвигающуюся через мембрану, и понимают, почему только она проходит через нее, а другие малые молекулы – нет.
Родерик МакКиннон удостоен премии за открытие другого типа каналов – ионных. В 1998 году он удивил мировое научное сообщество тем, что смог определить пространственную структуру калиевого канала. Благодаря его открытию ученые смогли «видеть» ионные каналы, открытые или закрытые различными химическими сигналами.
Нобелевская премия по химии 2003 года, в частности, иллюстрирует, что современная биохимия добралась до атомного уровня в поисках понимания фундаментальных основ жизни.
До 2003 года Нобелевскую премию четырежды получали практики. Так, в 2002 году первую половину награды разделили американец Джон Б. Фенн и японец Коичи Танака, вторая досталась швейцарцу Курту Вютриху. Как отметили в официальном пресс-релизе члены Нобелевского комитета, все трое были удостоены награды за развитие методов исследования макромолекул, которые содержатся в живых организмах. В частности, Фенн и Танака получили премию «За развитие метода масс-спектрометрического анализа биологических макромолекул», а Вютрих – «За вклад в развитие спектроскопии ядерно-магнитного резонанса для определения объемной структуры макромолекул в растворе».
Из российских и советских ученых Нобелевской премии был удостоен только один человек – академик Николай Семенов. В 1956 году он разделил награду с сэром Сирилом Норманном Хиншельвудом «за их исследования механизмов химических реакций».