Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!

«Атакуют все подряд»: как клетки иммунитета убивают при COVID-19

Врачи рассказали, как защитные клетки могут привести к смерти от COVID-19

Определенный вид иммунных клеток человека из-за коронавируса может вызывать ряд осложнений бактериального или грибкового спектра, выяснили российские ученые. В частности может развиться вторичная бактериальная пневмония или грибковое поражение гортани. Исследователи предложили использовать препараты, подавляющие активность так называемых MAIT-клеток, чтобы предотвратить осложнения. О том, как иммунитет может усугубить состояние пациентов с COVID-19, разбиралась «Газета.Ru».

Российские ученые из НИТУ «МИСиС», ФНИЦ «Кристаллография и фотоника» РАН и Сеченовского университета нашли новый способ лечения пациентов с коронавирусом, который поможет предотвратить развитие опасного для заболевших COVID-19 вторичного воспаления тканей. Исследование было опубликовано в журнале Frontiers in Immunology.

Авторы пояснили, что у человека и млекопитающих в организме имеется разновидность иммунных клеток, которые выполняют защитные функции по поиску, распознаванию и уничтожению бактерий, грибков и других патогенов — они связаны со слизистыми оболочками организма, а также кровью, печенью и легкими.

Их называют MAIT-клетками — при проникновении вируса они запускают вторичный воспалительный процесс в организме. То есть помимо COVID-19 у пациента возникает ряд осложнений бактериального или грибкового спектра. В частности может развиться вторичная бактериальная пневмония, грибковые поражения гортани и воспаление мочеполовой системы.

«В целом эти клетки полезны, так как защищают нас от бактериальных или грибковых инфекций. Но в случае уже развившейся вирусной инфекции и высокого уровня воспаления активность MAIT-клеток может усугублять течение болезни», — отметил один из соавторов публикации.

Инфекционист Лилия Дроздова отметила, что MAIT-клетки в основном имеют два механизма действия — защитный или тканевосстанавливающий. Во втором случае, когда эти клетки контактируют с бактериями и активируются, они включают гены, которые могут запускать процесс излечения поврежденной ткани.

«Стоит понимать, что они чрезвычайно древние в эволюционном плане, их можно найти даже у очень отдаленно связанных с человеком животных. Например, у мышей или опоссумов. MAIT-клетки очень мало изменились за 150 млн лет, что свидетельствует об их важной роли для здоровья. Однако при коронавирусе, как оказалось, они обратились против людей», — пояснила она в разговоре с «Газетой.Ru».

MAIT-клетки, по словам специалиста, могут быть активированы простыми витаминоподобными молекулами и использованы для заживления хронических кожных язв, а также для лечения колитов и болезни Крона (хроническое воспалительное заболевание кишечника — «Газета.Ru») — пока эти заболевания не подлежат полному излечению.

При этом они могут ухудшить состояние человека в случае, если вирус ранее не попадал в организм. Защитные клетки выделяют излишнее количество сигнальных молекул, которые «заставляют иммунные клетки атаковать все подряд» — это истощает иммунитет и способствует развитию вторичных инфекций, уточняет иммунолог Екатерина Фролова.

«Наш иммунитет и клетки, которые способствуют его защите очень сложный механизм. Если патоген, который становится новой угрозой для организма, попадает в него, то иммунная реакция может быть непредсказуемой — это зависит от количества вируса внутри человека», — сказала она в разговоре с «Газетой.Ru».

При этом, если не обратиться вовремя за медпомощью, то, попав в кровь, MAIT-клетки вызывают воспалительную реакцию и насыщают ее химически агрессивными молекулами. В результате этого работа всей кровеносной и иммунной системы нарушается.

В свою очередь российские исследователи предлагают использовать препараты, подавляющие активность MAIT-клеток. У больных коронавирусом эти клетки, обнаруженные в крови, печени и легких, выполняют защитные функции, однако вызывают воспаление тканей.

Так, по заявлению ученых, из-за сбоя в работе иммунной системы у каждого седьмого тяжелобольного пациента с коронавирусом проявляются бактериальные или грибковые инфекции, которые, в итоге, приводят к осложнениям.

«Активация MAIT-клеток является ярким примером того, насколько сложно устроена наша иммунная система и как она может ошибаться», — подчеркнули авторы исследования.

Между тем известно, что активация MAIT-клеток ранее уже была описана при вирусных инфекциях — в частности герпесе, гепатите и гриппе. «В последнее время появилось несколько работ, в которых была изучена связь между МАИТ-клетками и COVID-19, в которых было показано, что эти клетки накапливаются в легких, а степень их активации взаимосвязана с тяжестью заболевания, хотя природа этой связи еще не известна», — заключили ученые.

Президент Румынии отозвал свою кандидатуру на пост генсека НАТО
Женщину сдуло ветром в пруд во время урагана в Москве
Путин оценил переговоры с руководством Вьетнама
Силуанов назвал оптимальный размер максимальной ставки НДФЛ
В МИД РФ предрекли информационную кампанию против РФ со стороны США
Неизвестный на велосипеде поджег машину начальника отдела ФСИН из Петербурга
Вьетнамцам продлят срок пребывания в РФ по электронной визе
Москвичка сняла на видео влетевшее во время урагана на балкон дерево
Премьер Нидерландов Рютте займет должность генсека НАТО
Иванов заявил, что больше не занимает должность заместителя министра обороны РФ
Женщина не может добиться алиментов от экс-супруга, который ушел на СВО и стал дезертиром
В Киеве задержали женщину по подозрению в надругательстве над могилой одного из лидеров «Правого сектора»
В России появится новый центр кибермедицины и нейропротезирования
В РФ приняли законопроект о повышении налога на прибыль организаций с 20% до 25%
Украинский беспилотник сбили над Белгородской областью
Супруги вернулась домой и обнаружили, что весь их дом покрыт гусеницами.
«Всех бы порвали»: игрок сборной России о перспективах на Евро-2024