Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Трагедия Ту-154: как Украина сбила российский самолет

Как украинцы подорвали российский Ту-154 с 78 пассажирами

Всего через три недели после крупнейшего теракта в США траур настиг и Россию: 18 лет назад, 4 октября 2001 года, погибли 66 пассажиров и 12 членов экипажа самолета Ту-154, летевшего из Тель-Авива в Новосибирск. В воздушное судно попала ракета С-200 ПВО Украины, которую запустили во время военных учений в Крыму. Несмотря на доказанную МАК вину украинских военнослужащих Киев продолжает отрицать свою причастность к трагедии, не желая выплачивать компенсации пострадавшим.

Мир все еще находился в трауре – с момента самого крупнейшего теракта в истории, произошедшего 11 сентября 2001 года в США, прошло не больше трех недель. После захвата боевиками запрещенной в РФ террористической группировки «Аль-Каида» (организация запрещена в России) четырех пассажирских авиалайнеров люди заходили на борт самолетов с опаской.

4 октября 2001 года билеты на рейс Тель-Авив — Новосибирск приобрели 66 человек при вместимости в 180 пассажиров. Данный маршрут должен был реализовать Ту-154 — один из самых известных самолетов, созданных в СССР.

Первыми на борт воздушного судна, стоявшего в аэропорту имени Давида Бен-Гуриона, поднялись 12 членов экипажа – все граждане РФ. Пять бортпроводников подготавливали салон к приходу пассажиров — в то же время командир лайнера, 42-летний Евгений Гаров, на счету которого было 10 748 летных часов, размещался в кабине пилота вместе со своим помощником, 37-летним Борисом Левчугом.

В 9.30 по израильскому времени (11.30 мск) на борт поднялись 66 пассажиров – 15 россиян и 51 израильтянин. В 12.00 мск самолет вылетел из аэропорта и через 1 час 45 минут на высоте 11 тыс. метров вошел в зону ответственности №7 Северо-Кавказского центра. В этот момент он собирался приступить к снижению – в аэропорте Сочи должна была пройти плановая дозаправка самолета. До посадки в курортном российском городе оставалось около 200 км.

В это же время украинские военные проводили учения на 31-м исследовательском центре Черноморского флота России, расположенном на мысе Опук Республики Крым. В 12.41 дивизион 96-й зенитно-ракетной бригады запустил ракету С-200, целью поражения которой являлся беспилотный летательный аппарат Ту-143 «Рейс» — позже выяснилось, что у него были те же курсовые координаты, что и у пассажирского Ту-154.

Ракета настигла самолет на высоте 11,1 км. В результате столкновения с судном произошла разгерметизация салона — все пассажиры и бортпроводники скончались от баротравмы, установят позже медэксперты.

Кроме того, на борту судна вспыхнул пожар. «Экипаж, находясь в герметичной кабине, успел осознать весь ужас происходящего. Судя по магнитофонной записи, летчики и бортинженеры поняли, что самолет распался на части — и они гибнут», — рассказывал руководитель «Фонда помощи семьям погибших пассажиров» Борис Калиновский газете «МК».

В течение 45 секунд после взрыва один из членов экипажа несколько раз нажал кнопку бортовой УКВ-радиостанции – на фоне голоса мужчины были слышны шум и крики. Кто-то из сотрудников вскрикнул: «Куда попала?». Дальше связь оборвалась.

В нескольких сотнях километров под взорвавшимся лайнером совершал свой рейс Симферополь — Ереван на высоте 6 тыс. 300 метров самолет Ан-24 «Армянских авиалиний». Его командир Гарик Ованесян тут же доложил диспетчеру, что заметил в небе вспышку, а затем увидел, как во все стороны от места катастрофы разлетаются куски самолета.

В итоге Ту-154 упал в акваторию Черного моря на удалении 183 км от аэропорта Сочи и затонул. Президент России Владимир Путин поручил создать специальную комиссия по установлению причин ЧП – ее возглавил секретарь Совета безопасности РФ Владимир Рушайло. На месте происшествия были организованы аварийные поисково-спасательные работы воздушными и морскими судами. Туда же вылетели самолет Ан-26 Федеральной погранслужбы России, Ан-12 Минобороны и вертолет Ми-8 Сочинской поисково-спасательной службы.

Кроме того, все судна, находящиеся в зоне бедствия, призвали изменить маршрут и спасать пострадавших в аварии. Ближайшим к месту происшествия оказалось кипрское судно «Капитан Вакула» – оно шло из Батуми в Одессу. К вечеру морякам удалось поднять трупы девяти женщин и одного мужчины, а также части тел других пассажиров. В частности они достали из моря багаж, одежду, а также саквояж с чертежами самолета и полетными документами, который, скорее всего, принадлежал одному из летчиков.

Всего в результате операции из моря достали 16 тел. Остальных было невозможно найти из-за минимальной видимости на километровой глубине, сообщал начальник главка Северо-Кавказского центра МЧС России Иван Тетерин, передавала газета «Коммерсант». Также на поверхности воды были обнаружены 404 фрагмента лайнера. В обломках зафиксировали 460 отверстий от поражения металлическими шариками – при этом не был найден ни один бортовой самописец.

Изначально в связи с событиями 11 сентября в США первой версией происшествия стал теракт – в ней были уверены МЧС России, ФСБ и сам Путин.

Когда в день трагедии представители США объявили о том, что пассажирский лайнер мог быть сбит ракетой ПВО Украины, глава государства незамедлительно отреагировал на эти сообщения. «Во-первых, заранее все нужные службы на Украине были поставлены в известность. Во-вторых, оружие, которое использовалось в это время, по тактико-техническим данным не могло достичь воздушных коридоров, в которых находилось наше воздушное судно. В любом случае, не имеется оснований не доверять украинской стороне», — подчеркивал Путин.

Уже 5 октября замгенпрокурора РФ Сергей Фридинский возбудил уголовное дело по статье 205 УК РФ «Терроризм». Позже, когда Межгосударственный авиационный комитет (МАК) изучил обломки, было официально объявлено: лайнер сбила зенитная ракета С-200, запущенная силами ПВО Украины во время военных учений. Дело, возбужденное в РФ, передали украинскому ведомству – в России оно было прекращено.

В Киеве долго отрицали причастность к катастрофе – эксперты Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз собрали целый документ, доказывающий, что ракета украинских войск по тактико-техническим характеристикам не могла сбить лайнер.

Только 24 октября президент Украины Леонид Кучма устно подтвердил, что катастрофа российского самолета Ту-154 произошла в результате неумышленного поражения ракетой Украины. «Что, мы первые или последние? Не нужно делать из этого трагедию, если есть какая-то ошибка. Ошибки случаются всюду, и не только такого масштаба, но гораздо большего – планетарного», – заявил украинский лидер, передавало агентство УНИАН.

В результате Генпрокуратура Украины закрыла уголовное дело по факту крушения самолета еще в сентябре 2004 году, объяснив это тем, что главная улика – ракета – утонула в море. Военный суд Киевского гарнизона 19 октября отменил постановление ведомства о закрытии дела, и расследование было возобновлено, однако в июле 2007 его снова, на этот раз окончательно, закрыли. К ответственности не был привлечен ни один военнослужащий, участвующий в запуске ракеты С-200.

Впоследствии украинские суды во время заседаний о компенсации морального ущерба родственникам погибших или возмещении ущерба авиакомпании «Сибирь» отказывались признавать причастность страны к трагедии, руководствуясь документами киевских экспертов. Ни авиакомпания, ни семьи скончавшихся пассажиров не смогли получить ни единой выплаты за четыре года.

Только в 2005 году правительство Украины все-таки направило родственникам погибших $200 тыс. за каждого убитого – в общей сумме $7,8 млн России и $7,5 млн Израилю. При этом в МИД Украины подчеркивали, что перечисление средств сделано в качестве «добровольной гуманитарной выплаты».

Новости и материалы
Взрыв произошел на ТЭЦ в Киеве
Путин возложил цветы к Могиле Неизвестного Солдата
52-летняя Дарья Повереннова в кожаном тренче вышла на публику с мужем-миллионером
АвтоВАЗ начал испытания новой модели кроссовера
Адвокат потерпевшей стороны усомнился в уходе Ефремова на СВО ради УДО
Отчим школьника напал на учительницу начальных классов, наказавшую его сына
Вратарь «Реала» Лунин отреагировал на изгнание из стартового состава сборной Украины
Воздушный шар застрял между скалами в Турции
Пассажир признался в домогательствах в отношении пассажирки, которая заснула в самолете
Над Белгородом и Белгородским районом сбили несколько воздушных целей
Назван топ-5 лучших сериалов на Кинопоиске
В России предложили запустить аукционы для покупки красивых автономеров
В Дагестане у подростка остановилось сердце во время ЕГЭ
«Спартак» может подписать игрока молодежной сборной Аргентины
Стала известна причина эвакуации аэропорта Астрахани
Два села в Запорожской области оказались обесточены после атаки ВСУ
Украина планирует рекордно увеличить импорт электроэнергии из ЕС
Украинские дроны-камикадзе атаковали продовольственный магазин в Курской области
Все новости