Грантовые конкурсы помогут регионам

Система конкурсов помогает компаниям-спонсорам более эффективно инвестировать в социальную сферу

Проблемы с экономикой актуализируют вопрос о разделении между государством и бизнесом ответственности за социальную сферу. Сегодня используется немало инструментов, при помощи которых крупные компании могут поддержать тот или иной регион: программы корпоративного добровольчества, развития благотворительности на рабочем месте, поддержки социальных предпринимателей или некоммерческих объединений граждан и т.д. Опыт ведущих российских компаний доказывает — крупный бизнес способен не только думать о собственном развитии, но и мыслить общегосударственными интересами.

В последние десятилетия социальная нагрузка крупного российского бизнеса в регионах преимущественно ориентирована на развитие объектов социокультурного назначения — детских садов, школ, больниц, жилья, культурных и спортивных центров. Однако, как отмечают эксперты, многие социально значимые региональные проекты, нуждающиеся в финансовой поддержке, нередко остаются за рамками внимания социальных инвесторов.

«Компании, как правило, реализуют социальные программы на территории своего присутствия, при этом зачастую не учитываются региональный опыт и специфика, — отмечает президент межрегионального общественного фонда «Сибирский центр поддержки общественных инициатив» Елена Малицкая. — Например, в каком-то регионе, условно, конкурс проходит проект в области культуры, а культура для этого конкретного региона не является первоочередным вопросом».

Поиск механизмов, позволяющих ликвидировать разрыв между реальным запросом населения в регионах и наполнением корпоративных программ социального инвестирования, вынуждает крупные компании задуматься о поиске более эффективных методов отбора проектов для финансовой поддержки.

И здесь приходит на помощь система конкурсов, которая позволяет не только ориентироваться на приоритетные направления поддержки, но и обеспечивает прозрачность при выборе лучших проектов.

«Если говорить о социальных инвестициях, здесь система конкурсов является наиболее предпочтительной, — комментирует директор автономной некоммерческой организации «Агентство социальной информации» Елена Тополева-Солдунова. — Как правило, в жюри конкурса входят представители местных властей, и хотя финальное решение остается за компанией-инвестором, но обычно она старается учитывать интересы всех заинтересованных сторон».

По словам Тополевой-Солдуновой, социальные инвестиции продуктивнее, чем простая раздача денег «на благотворительность». Такие компании, как «Газпром нефть», «Русал» и «ЛУКойл», не только стараются решить какую-то определенную проблему в регионе, но и пробудить гражданскую инициативу, чтобы местные организации сами привлекали финансирование, работали с волонтерами и т.д.

Крупные компании могут делегировать проведение конкурсов своим корпоративным фондам или некоммерческим институтам, как сделал это в 2004 году «Русал», создавший особую структуру «Центр социальных программ». ЦСП провел ряд конкурсов в рамках программы «Сто классных проектов», которая ставила своей целью вовлечение в социальные проекты школьников и учителей.

«ЛУКойл» проводит конкурсы по социальным инвестициям еще дольше — с 2002 года, причем проходят они ежегодно. Конкурс социальных и культурных проектов, учрежденный компанией, нацелен на поддержку местных инициатив, повышающих отдачу от благотворительности со стороны бизнеса. Конкурс основан на системе распределения грантов, за время его существования было поддержано более 2,1 тыс. проектов. На сегодняшний день эта социальная программа реализуется в 10 субъектах РФ, ею занимаются дочерние компании «ЛУКойла» и отдельная структура — Благотворительный фонд «ЛУКойл».

Не так давно к системе конкурсов подключилась и «Газпром нефть», объединившая в 2012 году все свои социальные практики в единую программу социальных инвестиций «Родные города». В прошлом году в ее рамках в Оренбургской области был запущен первый грантовый конкурс. Тогда на него поступило лишь 38 заявок, из которых 12 получили одобрение. Однако уже в 2014 году грантовые конкурсы «Газпром нефти» проводились в пяти регионах и число заявок достигло практически 300, 71 из них получили финансовую поддержку компании.

«Газпром нефть» активно вовлекает граждан в обсуждение задач развития регионов, создает условия для того, чтобы грантовые конкурсы компании были максимально прозрачны, и уделяет особое внимание деятельности региональных общественных объединений, заинтересованных в соцпроектах. В частности, компания привлекает к обсуждению конкурсных приоритетов и определению критериев наиболее важных проектов некоммерческие организации (уже привлечено более 100 НКО), представляющие общественность, местные органы власти и сторонних экспертов», — отмечает Анна Казарина, начальник управления региональной политики «Газпром нефти».
Кроме того, участники конкурсов и сами постепенно приобретают новый опыт, так как в рамках конкурсной программы проводятся семинары по социальному проектированию для соискателей финансирования и консультации для организаций-победителей по вопросам управления проектами. В уходящем году «Газпром нефть» добавила еще и «горячую линию» для конкурсантов.

В совокупности эти действия уже дают конкретный результат. Например, Ханымейский историко-краеведческий музей (г. Муравленко, ЯНАО) приступил к реализации программы «Сказание земли Пуровской» для учащихся начальных классов; некоммерческое партнерство по реализации социальных программ «Отклик» из Омска создало семейную мастерскую, а «Хобби-центр» из Томска реализует тематические изобретательские проекты.

Однако в целом деятельность «Газпром нефти» в рамках программы социальных инвестиций «Родные города» гораздо масштабней. Среди проектов, получивших поддержку компании, есть спортивные: создание Югорской шахматной академии в Ханты-Мансийске и межрегиональной «Хоккейной академии «Авангард» с центром в Омске, строительство спортивного комплекса «Зенит» в Ноябрьске (ЯНАО) и Ледового дворца в Ленинске-Кузнецком (Кемеровская обл.); научные: создание в Омском государственном техническом университете (ОмГТУ) базовой кафедры «Газпром нефти»; ориентированные на культуру: поддержка международного кинофестиваля кинематографических дебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске. Также компания не забывает и о подрастающем поколении — в том же Ханты-Мансийске «Газпром нефть» строит детский сад «Планета детства» и проводит реновацию образовательных учреждений в Томской, Омской областях. Кроме того, компания развивает проекты по строительству жилья для сотрудников компании, коренных малочисленных народов Севера и специалистов социальной сферы в ХМАО, ЯНАО и Томской области.