«Портрет отца» вернулся домой

В Сербии обнаружена украденная в 2006 году картина Рембрандта



Фрагмент полотна Рембрандта «Портрет отца»

Фрагмент полотна Рембрандта «Портрет отца»

Reuters
В Сербии полицейские нашли похищенную семь лет назад картину Рембрандта «Портрет отца» и задержали четырех подозреваемых в краже. Подлинность картины ориентировочной стоимостью около $4,5 млн уже подтвердили эксперты. Как и остальные картины великого голландского живописца, это полотно похищали не один раз.

В Сербии полицейские нашли похищенную картину Рембрандта «Портрет отца». Четверо подозреваемых в причастности к произошедшему семь лет назад ограблению музея сербского города Нови-Сад, задержаны, сообщил государственному телевидению Сербии директор полиции Милорад Вельович. По его словам, подлинность находки подтверждена экспертами.

По данным полиции, украденное полотно было найдено в районе города Сремска-Митровица примерно в 70 километрах западнее Белграда. Сотрудники управления криминальной полиции не раскрывают имена задержанных, а также не уточняют, каким образом удалось установить их причастность к ограблению и местонахождение картины.

Кража из музея в Нови-Саде была совершена еще в январе 2006 года. Двое вооруженных людей в масках ночью проникли в здание городской галереи, связали охрану и унесли четыре полотна: злоумышленники украли «Портрет отца» Рембрандта, а также «Сенеку» Рубенса, «Ночной пейзаж с рыбаком» Пьера Франческо Мола и картину «Голова Христа» неизвестного немецкого или голландского автора XVI века. Сразу после инцидента полиция заявила, что вряд ли сумеет найти похитителей, так как в музее не были установлены камеры видеонаблюдения. В свою очередь, директор музея выразил уверенность, что пропавшие работы когда-нибудь найдутся. По его мнению, полотна слишком известны, и преступникам будет трудно их продать. Но если работу Рембрандта удалось вернуть, то судьба остальных шедевров остается неизвестной.

Возвращенное полотно было написано нидерландским живописцем в 1630 году — как предполагается, на картине действительно изображен отец художника. После похищения эксперты оценивали эту работу более чем в $2,5 млн. В настоящее время, по данным Reuters, она стоит $4,5 млн.

В течение всего XX столетия голландцы вели кропотливую работу по скупке полотен Рембрандта и их возвращению в Нидерланды. В результате наибольшее число картин Рембрандта ныне можно увидеть в амстердамском Государственном музее. При этом одной из проблем для исследования творчества Рембрандта до последнего времени оставалось огромное число копий и реплик с его полотен, которые в течение столетий могли проходить в каталогах под именем мастера. В 1968 году в Амстердаме заработал специальный исследовательский проект, поставивший своей целью составление выверенного реестра произведений Рембрандта с использованием новейших методов атрибуции. За годы его работы число атрибутируемых Рембрандту полотен сократилось с 800 до 350.

Рембрандт известен не только как крупнейший представитель голландской живописи, но и как один из самых популярных у музейных грабителей авторов.

Так, картину «Портрет отца» похищали еще в 1993 году, позднее ее обнаружили в Испании и вернули в музей. Сделанный Рембрандтом портрет гравёра Якоба де Гейна III похищали четыре раза. 31 декабря 1966 года воры, используя дрель и арматуру, чтобы выбить дверную панель, проникли в картинную галерею Далвич в южном Лондоне. Они украли три картины Рембрандта, в том числе «Портрет Якоба де Гейна III». В итоге его удалось вернуть, но после этого портрет похищали и возвращали более трёх раз — в 1973, 1981 и 1983 годах. Картина шириной 30 и высотой 25 см попала в книгу Рекордов Гиннесса как наиболее часто похищаемое полотно, её в шутку называют «Рембрандт навынос». Даже Дом-музей Рембрандта в Амстердаме, где он жил с 1639-го по 1658 год, был ограблен дважды. По данным авторов книги «Украденные картины Рембрандта: Тайные подробности громких ограблений» Энтони Аморэ и Тома Машберга, которые изучили все известные кражи картин, рисунков и гравюр Рембрандта за последнее столетие, всего на наследие живописца покушались около 80 раз. Авторы отмечают, что этот список неполный, потому что факт краж не всегда становился известен, кроме того, эта цифра не включает картины, которые нацисты во время Второй мировой войны вывозили с захваченных территорий.