ОЭЗ отдадут регионам

Минэкономразвития намерен накрыть Россию сетью особых экономических зон.

Рустем Фаляхов 15.03.2011, 10:29
ИТАР-ТАСС

Минэкономразвития намерен накрыть Россию сетью особых экономических зон. Управлять ими будут профессиональные сити-менеджеры, как в иннограде Сколково, а бизнесу, который пойдет в зоны, снизят страховые взносы и освободят от расходов на таможенные посты. Этих стимулов мало для реализации идеи, считают эксперты, да и регионам сейчас не до вложений в ОЭЗ.

МЭР предлагает создать сеть региональных особых экономических зон (ОЭЗ). С такой инициативой выступила в Томске министр экономического развития Эльвира Набиуллина на совещании по инновационному развитию в регионах, прошедшем под руководством премьера Владимира Путина.

ОЭЗ могут так и остаться «точечным механизмом», если их не масштабировать, пояснила Набиуллина. Также МЭР предлагает «активно привлекать профессиональные управляющие компании к управлению зонами.

Премьеру идея понраивлась. Необходимо заинтересовать бизнес инвестировать в инфраструктуру ОЭЗ и технопарков, заявил он и предложил «дать возможность субъектам учитывать в качестве своего вклада в развитие технопарков привлечение средств частных инвесторов».

Если зоны создаются на средства региона и частные инвестиции, то на них можно было бы распространить федеральные льготы и преференции, предусмотренные для особых экономических зон, развила эту мысль Набиуллина. Это дало бы толчок для их развития, считает министр.

Власти хотят привлечь для управления ОЭЗ сити-менеджеров, по примеру иннограда Сколково. «Идея привлекать профессиональные компании, в том числе иностранные, к управлению ОЭЗ здравая. Для нас это новая идея, а на западе, напрмер в Принстонском университете, так и делают. И платят этим УК из бюджета. Нам это тем более подходит, поскольку не все технопарки себя окупают», — говорит участника совещания в Томске, мэра наукограда Троицка Виктор Сиднев. При этом он считает целесообразным отказаться от жесткого правила, что ОЭЗ надо строить исключительно в чистом поле, с нуля. Надо использовать имущественный и кадровый потенциал наукоградов и академгородков, говорит Сиднев: «У нас в Троицке 3 тысячи ученых, есть имущественный комлекс, который мог бы быть передан в управление компании ОЭЗ. Нет смысла это игнорировать. Так будет дешевле». По его словам, Путин поддержал эту идею.

Министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев предложил дополнительные стимулы для участков ОЭЗ: распространить 14%-ную ставку страховых взносов на резидентов технопарков. Сейчас такая льгота действует только для резидентов особых экономических зон технико-внедренческого типа.

Замминистра финансов Антон Силуанов, присутствовавший на совещании, отметил, что министерство готово рассмотреть такую возможность. «С точки зрения бюджета, думаю, это непринципиально. Это вполне реально», — сказал он.

Премьер поддержал все инициативы и предложил добавить еще льгот участникам ОЭЗ. По его мнению, можно было бы не навязывать в обязательном порядке создание специальной таможенной инфраструктуры в ОЭЗ. Это ведет к удорожанию проектов. «Как правило, в этих ОЭЗ, когда проектов еще немного, объемы еще небольшие, а инфраструктуру надо создать достаточно дорогостоящую, что в целом немножко подтапливает проект», - сказал Путин.

Премьер предложил также «дать возможность малым предприятиям в упрощенном порядке получать статус резидента ОЭЗ». «Малым предприятиям подчас трудно соответствовать предъявляемым к резидентам ОЭЗ требованиям, а между тем их участие было бы востребовано», — считает Путин.

Наконец, премьер считает нужным снять формальности, затрудняющие выдачу разрешений на работу в России квалифицированных иностранных специалистов, в том числе из стран СНГ.

«Сегодня упрощенный порядок выдачи разрешений для квалифицированных специалистов применяется в отношении специалистов с годовым фондом оплаты труда не менее 2 млн рублей, может быть, надо снизить порог до 1 миллиона или до полумиллиона рублей», — предложил премьер.

По действующему закону об ОЭЗ, инфраструктура зон - инженерная, транспортная, социальная, таможенная — создается за счет средств бюджетов всех уровней. Инвесторам предоставляется земельный участок необходимой площади, к которому подводятся все инженерные сети. Действуют четыре типа ОЭЗ: технико-внедренческие, промышленно-производственные, туристко-рекреационные, портовые. Для резидентов всех типов зон устанавливается пониженная ставка налога на прибыль. Резиденты освобождаются от уплаты налога на имущество на срок от 5-10 лет в зависимости от зоны с момента постановки имущества на учет, но при выполнении ряда условий. В частности, имущество должно быть приобретено в целях ведения деятельности на территории зоны. Инвесторы промышленно-производственных и туристско-рекреационных зон вправе применять ускоренную амортизацию, устанавливая повышающий коэффициент к основным средствам.

В зону на 30 лет

Премьер Владмир Путин предложил продлить режим особых экономических зон. Сейчас он ограничен 20 годами.

Несмотря на весь перечень преференций, которые дополнительно готово предоставить федеральное правительство участникам ОЭЗ, эксперты скептически относятся к идее создания сети региональных зон. Регионам сейчас не до этого: создавать инфраструктуру для особых зон очень дорого.

«Региональные и муниципальные бюджеты сейчас испытывают трудности и чуть ли не повсеместно являются дефицитными. Поэтому дополнительные траты для них сейчас не актуальны»,

— говорит директор ЦМЭИ BDO в России Елена Матросова. Кроме того, для активизации зон нужен подъем в экономике. «А этого как раз нет. Инвестиционная активность в стране, помимо госсектора, низкая. Что будет мотивировать развивать бизнес в ОЭЗ?» — недоумевает Матросова.

Привлечь бизнес в ОЭЗ можно, но нужны действительно привлекательные налоговые стимулы. «Да, 14% ставка страховых взносов вместо 34% – это хорошо. Но это не стимул. Нужно полностью на время выхода компании на окупаемость освободить резидентов зон от налога на прибыль (обычно это 15,5%), от налога на имущество (2,2%) и 18% НДС», — говорит Сергей Жестков, партнер московского офиса Baker & McKenzie. Но эти льготы целесообразно применять только в промышленно-производственных зонах. Время окупаемости проектов в таких зонах в среднем 5-7 лет. Эксперт сомневается, что власть пойдет на столь радикальные шаги. Слишком велики могут оказаться потери для федерального и регионального бюджетов.