Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

ВВП объявили войну

Сбербанк назвал предвыборный бюджет России неэффективным

Екатерина Мереминская 14.01.2011, 10:43
Thinkstock/Fotobank.ru

Предвыборный бюджет перераспределен в пользу наименее эффективных трат. Расходы бюджета на силовые ведомства и социальную сферу замедляют темп роста ВВП, предупреждают экономисты Сбербанка.

Вложение средств бюджета в статьи «национальная экономика, ЖКХ и охрана окружающей среды» максимально стимулируют рост ВВП, заявили эксперты центра макроэкономических исследований Сбербанка в докладе «Эффективность госрасходов в России».

Рост госрасходов на эти статьи на 1% ВВП приводит к увеличению темпов роста экономики на 0,55%. Это примерно в два раза выше, чем по статьям «социальная сфера и культура» (аналогичное увеличение дает рост ВВП на 0,21%) и «национальная оборона, безопасность и правоохранительная деятельность» (0,29%). Расходы на общегосударственные нужды отрицательно влияют на рост экономики (увеличение на 1% ВВП дает сокращение темпов роста на 0,76%). «Подобный эффект может объясняться тем, что государственный сектор оттягивает на себя ресурсы, которые могут быть задействованы в других сферах экономики», — объясняют авторы.

С 2005 года по 2009 год вложения в «национальную экономику, ЖКХ и окружающую среду» выросли на 4% ВВП, что стимулировало рост ВВП в среднем в год на 0,54%.

Увеличение расходов на культуру и социальную сферу способствовало росту ВВП в среднем в год на 0,22%. Расходы на оборону и правоохранительную деятельность в то же время стимулировали рост ВВП всего на 0,06%, расходы на общегосударственные нужды на столько же сокращали.

В кризисный 2009 год влияние госрасходов на ВВП было более заметным. Их общее увеличение на 6,9% ВВП не допустило падения физического объема ВВП на 0,9—1,8%. Основной положительный вклад также внесли «национальная экономика, ЖКХ и окружающая среда» (0,8%). Важную роль сыграло увеличение расходов на культуру и социальную сферу (0,73%). «Эффект от фискальных мер оказывается больше, в случае когда агенты ограничены в ликвидности», — объясняют эксперты ЦМИ.

После масштабных антикризисных мер бюджет переориентирован на сокращение расходов. Это уже повлияло на ВВП. «Отрицательный вклад в темпы прироста ВВП (в конце 2010 — начале 2011 года) от снижения расходов расширенного бюджета в первые три квартала 2010 года составляет 0,3—1,3%», — говорится в исследовании.

В бюджете на 2011 год и плановый период 2012—2013 годов общее сокращение расходов запланировано с 22,7% ВВП в 2010 году до 19,7% ВВП в 2013 году. Под сокращение расходов попали именно эффективные статьи. «Планируемая бюджетная консолидация принимает форму повышения налогов и сокращения расходов федерального бюджета по таким статьям бюджета, как национальная экономика, ЖКХ и охрана окружающей среды (с 4,1% ВВП в 2010 году до 2,8% ВВП в 2013 году)», — отмечается в исследовании.

Расходы на военных в процессе подготовки бюджета, напротив, увеличивались. Сначала говорилось, что расходы на оборону в 2011 году увеличатся по сравнению с 2010 годом на 19,1%, до 1,521 трлн рублей. Затем министр финансов Алексей Кудрин заявил о сумме 1,953 трлн рублей, что составляет 19% всех расходов федерального бюджета. В 2012-м расходы планируются на 1,661 трлн, в 2013-м — на 2,102 трлн рублей.

«Переориентация госрасходов в размере 1% ВВП из статьи «экономика» в статью «силовые ведомства» снизит темпы экономического роста на 0,26%», — предупреждают эксперты ЦМИ.

Хуже этого может быть только перераспределение денег в пользу социальной сферы. Здесь каждый 1% ВВП из статьи «экономика» сократит темп прироста на ВВП на 0,35%. «Большинство социальных обязательств бюджета, в том числе взятых на себя государством во время кризиса, носит обязательный характер и не может быть сокращено в ближайшее время, особенно в преддверии парламентских и президентских выборов 2011—2012 годов», — напоминает ЦМИ Сбербанка. На фоне сокращения других статей это можно считать перераспределением.

Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», согласны с такими выводами. «Логично ожидать, что расходы на стратегические инвестиции должны в наибольшей степени поддерживать рост ВВП, хотя результат проявится в среднесрочной перспективе», — говорит заместитель руководителя аналитического департамента «Совлинк» Ольга Беленькая. Но нужно смотреть на выбор инвестиционных целей и качество реализуемых проектов, предупреждает она.

«Стоимость многих инфраструктурных проектов, осуществлявшихся на бюджетные средства, завышена в разы по сравнению с мировыми аналогами, — считает экономист. — В этом случае формально способствующие экономическому росту госинвестиции не дадут ожидаемого эффекта».

По ее мнению, рост социальных расходов в 2011—2012 годах мотивирован приближающимися выборами. «Вряд ли это можно считать целесообразным, — считает она. — Краткосрочно социальные расходы могут поддержать рост экономики за счет увеличения потребительских расходов». Но Ольга Беленькая напоминает о неустойчивости такого роста: «Он не способствует повышению производительности и эффективности экономики».

«Расходы на обороноспособность страны не станут тормозом экономического роста», — оптимистичен начальник аналитического отдела ИК «Риком-Траст» Олег Абелев. Он надеется на приватизацию оборонных предприятий. «Собственник должен стать более эффективным, что уменьшит долю расходов из бюджета на данные статьи. Если ВВП будет продолжать двигаться темпами 2010 года (3,8%), то частичная передача ряда госактивов в частные руки может привести к дальнейшему росту», — надеется экономист.