Спрос упал, оптовик отжался

Темпы падения спроса в оптовой торговле замедлились во втором квартале до 3% по сравнеию с 23% в первом квартале, подсчитали в ГУ-ВШЭ

ИТАР-ТАСС
В оптовой торговле продолжается сокращение спроса, однако темпы его падения замедлились в апреле — июне до 3% по сравнению с 23% в январе — марте, отмечается в исследовании ГУ-ВШЭ. При этом больше половины оптовиков в условиях дорогих кредитов предпочитают перекладывать финансовые проблемы на покупателей и повышают цены.

Анализ результатов хозяйственной деятельности 2,5 тысяч организаций оптовой торговли позволяет сделать вывод, что во втором квартале 2010 года в отрасли завершается период спада и начинается переход оптовых фирм в режим активного восстановления, отмечается в очередном исследовании Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ.

Об окончании спада говорит «существенное замедление темпов сокращения спроса на реализуемую оптовиками продукцию». Так, если спрос в первом квартале 2010 года упал на 23%, то уже во втором квартале падение составило уже 3% (в втором квартале прошлого года спад достиг 18%).

Резкое замедление падения спроса произошло во всех видах товаров. Наиболее заметное улучшение спросовой ситуации отмечалось в организациях, которые реализуют промышленные товары — металлы и металлические руды, химические продукты, машины и оборудование, а также автомобильные детали и узлы. Значительный рывок произошел в организациях, занимающихся оптовыми продажами автотранспортных средств.

Но, сопоставив динамику объема продаж продовольственных и бытовых товаров, авторы исследования приходят к выводу, что

население пока не готово вернуться к прежней, докризисной, структуре потребления.

Динамика продаж демонстрирует устойчивую дифференциацию потребительских предпочтений, сформированную годом ранее, в пользу продуктов питания и товаров первой необходимости. О стремлении потребителей к экономии указывает и сохраняющийся разрыв в динамике объемов продаж в оптовых фирмах, которые продают автозапчасти и собственно автомобили. Так, продажа автозапчастей во втором квартале вырвалась в положительную зону (+8%), а продажа автомобилей остается в отрицательной. Это говорит о том, что физические и юридические лица не торопятся покупать новые автомобили и используют имеющиеся средства для ремонта и поддержания в исправном состоянии уже имеющихся авто.

Кроме того, стремление к экономии приводит к локализации оптовой торговли, что не характерно для этого вида предпринимательской деятельности. Около половины объема закупаемой продукции от общего объема покупок составлял товар, приобретенный предпринимателями у поставщиков, географически сконцентрированных в одном с ними регионе, чуть меньше — у поставщиков, расположенных в других регионах России. Основную часть товаров (83% от общего объема продаж) торговые организации реализовывали предприятиям и фирмам, расположенным в одном с ними регионе.

Расширению географии продаж мешает неудовлетворительное финансово-экономическое положение организаций оптовой торговли, считают авторы исследования. Хотя и здесь наметились положительные тенденции. В частности, такой показатель, как обеспеченность кредитными и заемными финансовыми средствами, впервые с начала 2009 года перешел в положительную фазу: он вырос на 2% по сравнению с падением на 3% в первом квартале и спадом на 10% во втором квартале 2009 года. Позитивные изменения наблюдались в первую очередь у оптовых фирм, реализующих автомобильные детали, узлы и принадлежности, топливо, химические продукты, машины и оборудование. Положительная тенденция наметилась и в динамике обеспеченности оптовиков собственными финансовыми ресурсами. Этот важнейший показатель в апреле — июне замедлил темпы падения до 3% против спада в 9% в предшествующем периоде. В целом структура источников финансирования оптовых организаций оставалась во втором квартале практически без изменений. Как и прежде, доля собственных оборотных средств в общем объеме используемых источников финансирования составляла основную часть — 70%, кредитных и заемных — 18%, финансовых средств клиентов --10%, прочих средств — 2%.

Жесткие условия ведения бизнеса, естественно, сказываются негативным образом на ценах закупки и реализации.

«Большинство предпринимателей во втором квартале 2010 года предпочли сохранить выбранный ими курс политики ценообразования, направленный на увеличение цены реализуемых товаров»,

— сообщают исследователи ГУ-ВШЭ. Ситуация в российской торговле может сложиться такая же, какая была в Японии, когда кредитное стимулирование не смогло повлиять на рост потребительского спроса, и в этом случае оптовики, безусловно, будут пытаться переложить свое финансовое бремя на конечных покупателей, считает руководитель аналитического отдела компании «Юнисервис Капитал» Артемий Березиков.

Потребительский спрос стимулируется в России разными способами, это и программа по утилизации атвомобилей, и налоговые льготы на покупку жилья и на личное строительство, покупка только отечественных товаров при госзакупках, напоминает старший аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Олег Душин.
Тем не менее такого стимулирования явно не достаточно. «Основная российская мера по улучшению спроса - это повышение пенсий, пособий и зарплат бюджетной сферы», - иронизирует Душин.

Сбить цены на опт реально, если ЦБ продолжит снижать ставку рефинансирования, считают участники рынка. Тогда у оптовых компаний появится интерес к кредитным ресурсам банков, и цены начнут снижаться.

«Таких высоких ставок по кредитам — 18–23% — вы не отыщете ни в одной развитой стране Европы, да и в Америке, думаю, тоже. В Европе максимальный процент кредитования сейчас 5% и ниже!»,

— говорит генеральный директор ЗАО «Вита-В» Ольга Еременко.

Банки готовы кредитовать компании, занимающиеся оптовой торговлей потребительскими товарами, но кредитоспособность большинства компаний низкая, а кредитовать под залоги, как было в начале кризиса, банки уже не хотят. «Залог товара в обороте используется все меньше. В нашем банке не более 30% от запрашиваемой суммы кредита. Просто

банки уже «наелись» и вином на складах, и продуктами, и зерном в хранилищах, и тому подобным товаром. В залог интересно брать только недвижимость, землю, ликвидное оборудование»,

— возражает начальник управления по работе с финансовыми институтами ОАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» Ольга Иващук.