Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Маленький Сталин»: что известно о вражде Плисецкой и Григоровича

Преследование КГБ, вражда с Григоровичем и другие конфликты Майи Плисецкой

Одна из величайших балерин XX века Майя Плисецкая появилась на свет 20 ноября 1925 года в Москве. В день 95-летия со дня рождения бывшей примы Большого театра «Газета.Ru» рассказывает о ее карьере, непростом характере и конфликте с балетмейстером Юрием Григоровичем.

Впервые на сцене Большого театра Майя Плисецкая появилась в 1943 году после окончания Московского хореографического училища. Тогда в зените славы еще находились ее предшественницы Галина Уланова и Марина Семенова. Постепенно талантливая балерина перешла на сольные партии и достигла статуса примы. Она успешно гастролировала в США, Великобритании, Италии, Франции и других странах, а также снималась в десятках фильмов. После знакомства со вторым секретарем английского посольства Джоном Морганом в 1956 году Плисецкая оказалась под пристальным вниманием КГБ и в течение шести лет не могла выехать за границу.

В 1966 году в числе 25 деятелей культуры и науки Плисецкая написала письмо против реабилитации Иосифа Сталина. Впоследствии «маленьким Сталиным» балерина называла знаменитого хореографа Юрия Григоровича.

Он занял пост главного балетмейстера Большого театра в 1964 году и прослужил на нем более 30 лет. Артисты часто называли стиль управления Григоровича диктаторским. С 1970-го года Плисецкая, которая отличалась своенравным характером, и ее коллега Владимир Васильев пытались противостоять хореографу. Они хотели попробовать себя в другом репертуаре и ставить в театре свои спектакли.

В книге мемуаров «Жизнь в балете. Семейные хроники Плисецких и Мессереров» брат балерины и хореограф Азарий Плисецкий рассказал о причинах конфликта его сестры и Григоровича. Он отметил, что изначально Плисецкая приветствовала переход балетмейстера из Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова (ныне Мариинский театр) в Большой. Но вскоре, по словам Плисецкого, Григорович «в ущерб Майе выдвигал на центральные роли обожаемую им Наталью Бессмертнову, на которой женился в 1968 году».

«Во Франции на один из ответственных спектаклей он вместо Майи поставил Бессмертнову. Этого она не могла простить. Конфронтация началась с банальной истории, а закончилась настоящей войной. Обиды росли как снежный ком. Это касалось не только Майи, но и Володи Васильева, и Кати Максимовой, и Мариса Лиепы, с которыми у Григоровича начались персональные конфликты. Он ссорился с людьми, принесшими ему славу», — написал Плисецкий.

Он подчеркнул, что каждый новый балет Григоровича был слабее предыдущего — хореографу не удалось повторить успех «Каменного цветка» и «Легенды о любви», которые позволили ему стать балетмейстером Большого. Визитными карточками театра надолго стали соцреалистские «Спартак» и «Иван Грозный». Последней постановкой Григоровича на сцене Большого стал «Золотой век». Эпиграмму артистов на этот балет Плисецкий также опубликовал в своей книге:

«В перестановке смысл большой, // Скажу, как друг ваш пламенный. // Цветок, быть может, золотой, // А век уж точно каменный».

В 1988 году Григорович отправил на пенсию Владимира Васильева, Нину Тимофееву, Михаила Лавровского, Екатерину Максимову, Наталью Бессмертнову и Плисецкую. В последние годы партии балетов на музыку мужа Плисецкой Родиона Щедрина состояли преимущественно из адажио, во время которых балерину носили на руках и почти не ставили на пол. При этом благодаря движениям корпуса, выразительности рук, харизме и самому присутствию Плисецкой зрители были в восторге. Ей к тому времени уже было за 60, а Васильева и Максимову выгнали из театра, когда им было по 40 лет.

После ухода из Большого Плисецкая выступала в США, Аргентине, Японии, Франции, Польше и других странах. В своей книге «Я, Майя Плисецкая» она назвала тот период «годами странствий». Когда СССР распался, артистка перебралась в Мюнхен, а в 1994 году получила литовское гражданство. Выбор места жительства она объясняла хорошим воздухом, качественной медициной, комфортным бытом и близостью многих европейских столиц.

«Меня в Германии знают меньше, чем во Франции, Америке, Испании. Меньше, чем в Японии и Аргентине. И уж совсем меньше, чем в России. Впрочем, пока мало кто в курсе, что я в Германии, в Мюнхене. Может, еще спонадоблюсь. Автографы просят лишь балетоманы. Жить легче. Но непривычно», — писала она.

В 1994 году Плисецкая возглавила жюри международного балетного конкурса «Майя», который проводился в Санкт-Петербурге в течение четырех лет. Артистка продолжала выступать даже в пожилом возрасте, и в день своего 70-летия исполнила номер «Аве Майя», поставленный для нее французским балетмейстером Морисом Бежаром. В последние годы артистка не танцевала и занимала себя проведением мастер-классов и написанием мемуаров. Она умерла 2 мая 2015 года, не дожив несколько месяцев до 90-летия. В завещании Плисецкая попросила развеять ее прах над Россией вместе с прахом мужа после его смерти.

Новости и материалы
Ученые создали для смартфонов безопасный аналог рентгеновского зрения
Правительство РФ дало критический отзыв на законопроект о запрете эвакуации авто инвалидов
Адвокат назвал сроки передачи суду дела по теракту в «Крокусе»
В Пермском крае пьяный иностранец пытался изнасиловать женщину
Увеличилось число нижегородцев с признаками ботулизма
Опубликованы результаты еще не вышедших смартфонов Google в Geekbench
Появились подробности о пожаре в Азове, где горит резервуар с нефтепродуктами
Сестра Жанны Фриске о хейтерах: «До чего же у нас злой и завистливый народ»
Хвича объяснил, почему принял решение уехать из России в 2022 году
Голый мужчина устроил заплыв по Москве-реке
Разработчики конкурента The Sims отменили выход своей игры
Суд вынес приговор жителям Забайкалья, которые переводили деньги террористам
Россиянин получил 12 лет колонии за диверсию на железной дороге
Евросоюз закупил на Украине пищевые отходы на рекордную сумму
Пятилетний мальчик выжил после падения из окна в Приморье
Эксперт рассказал, в каких случаях банки обяжут возвращать похищенные суммы
Мошенники разработали новую схему обмана российских строительных компаний
Во Франции сделали заявление по поводу травмы Мбаппе
Все новости