Евротур с Marvel: рецензия на фильм «Человек-паук: Вдали от дома»

«Евротур» для старшего школьного возраста: рецензия на фильм «Человек-паук: Вдали от дома»

В российский прокат 4 июля выходит «Человек-паук: Вдали от дома», второй сольник о супергерое-подростке в исполнении Тома Холланда, который завершает третью фазу киновселенной Marvel и всю «Сагу бесконечности». Спайдермен хочет отдохнуть от спасения мира и съездить с одноклассниками в Европу, но беды настигают его и там: на арене появляются злобные монстры стихий, а из параллельной вселенной прибывает таинственный Мистерио (Джейк Джилленхол). Кинокритик «Газеты.Ru» Павел Воронков — о том, что не так с новым «Человеком-пауком» и почему он при этом остается неплохим фильмом.

Осторожно! Во второй половине текста присутствуют спойлеры к фильму. Мы предупредим, когда они начнутся.

«Мстители», наконец, ушли на покой — хотелось бы написать «отгромыхали», но после повторного релиза «Финала» и довольно жалких дополнительных сборов, которые так и не помогли переплюнуть «Аватара», язык не поворачивается. Поэтому молча смотрим на доску почета и откладываем тряпочку обратно: стирать с первой строчки блокбастер Джеймса Кэмерона пока рановато. Как бы то ни было, третья фаза киновселенной Marvel завершилась — франшиза уходит на перерыв, чтобы вернуться примерно через год с сольником о Черной вдове. «Сага бесконечности» длиною в 23 фильма добралась до эпилога, написанного от лица Человека-паука.

После событий «Финала» прошло восемь месяцев. Мир оплакивает мертвых Мстителей (уморительный сюжет школьного телеканала под «I Will Always Love You») и разбирается с последствиями щелчка Таноса. Отсутствовавшая целых пять лет половина человечества вернулась не постаревшей, поэтому у Питера Паркера (Том Холланд) и его друзей появилось много новых одноклассников — старые тем временем уже вовсю учатся в университетах. О том, что произошло с людьми, которые, например, испарились во время полета на самолете, а вернуться должны были в точки исчезновения, картина благоразумно умалчивает.

Паркер с одноклассниками собирается в поездку по Европе: летом хочется отдохнуть от спасения мира и давления общественности, что быстро нарекла Человека-паука наследником Тони Старка (Роберт Дауни — младший). Поэтому звонки Ника Фьюри (Сэмюэл Л. Джексон) игнорируются, а план по признанию Эм-Джей (Зендея) в любви — тщательно прорабатывается. Вопреки законам американского кинематографа, в этот раз все беды обрушиваются не на родные Штаты, а как раз на те страны, через которые пролегает экскурсионный маршрут. В разных точках планеты появляются монстры стихий (элементали) и принимаются крушить все вокруг. Отпор им дает взявшийся из ниоткуда (по его словам — из параллельного измерения) Квентин Бек (Джейк Джилленхол), который стараниями школьников вскоре становится известен под именем Мистерио. Фьюри подбивает Паркера составить ему компанию, поскольку все остальные герои либо умерли, либо недоступны.

Как известно, Marvel старается выдерживать каждый свой фильм в определенном жанре. В случае с новым «Человеком-пауком» это трэвел-комедия, самым известным образчиком которой можно однозначно считать «Евротур». Жанрообразующий дорожно-приключенческий флер тут определенно чувствуется: бестолковые учителя-сопровождающие всячески демонстрируют собственную придурковатость, одноклассники забавно фанатеют от Паука и одновременно шпыняют Питера, Эм-Джей шлет смешанные сигналы, а новичок Брэд (Реми Хай) старательно подбивает к ней клинья. Разве что никто не накуривается и не напивается — но это, в конце концов, Disney.

Вместо этого в «Человеке-пауке» эффектно разносятся в щепки достопримечательности Венеции, Праги и Лондона, а параллельно Паркер занимается зрелищной воздушной акробатикой в слоу-мо и пытается слиться со всей этой затеи, чтобы выяснить, наконец, отношения с приглянувшейся девушкой.

«Вдали от дома» во многом перекликается с трилогией о Железном человеке. Как и в третьем сольнике Тони Старка, главный герой много рефлексирует о событиях предыдущей ленты: в 2013 году это был посттравматический синдром, развившийся у землянина после встречи с богами и пришельцами; в 2019-м — горечь потери отцовской фигуры и наставника, помноженная на низкую самооценку и неуверенность в себе.

Железный человек был сердцем Мстителей и «марвеловской» киновселенной в целом. Теперь, когда Мстителей в привычном виде больше нет, а Старк умер, его преемником, судя по всему, во всех смыслах назначат Человека-паука, — по крайней мере, сейчас это выглядит самым логичным решением. Фильм активно настраивает нас на эту мысль — умилительнее всего выходит, когда Хэппи Хоган (Джон Фавро) для поднятия боевого настроя включает своему новому начальнику (напарнику?) «Back in Black» AC/DC — первую из немногочисленных музыкальных удач Marvel. Питер очаровательно заявляет, что «обожает Led Zeppelin».

Хотя внутренние супергеройские реалии играют тут ключевую роль, «Вдали от дома» на них не замыкается и попутно отрабатывает актуальную общественно-политическую повестку. Дальше, если что, будет немного спойлеров, — если их можно таковыми считать.

Последние несколько лет в США прошли под эгидой борьбы с фейковыми новостями. В этом контексте обманщик-иллюзионист Мистерио (никто же всерьез не думал, что один из самых популярных комикс-злодеев в фильме окажется хорошим?) в роли главного антагониста выглядит довольно органично. Однако то, как именно объясняется умение Бека конструировать сверхреалистичные иллюзии, вызывает много вопросов, — равно как и не вполне обоснованная неспособность Паркера, бегающего в навороченном костюме от Тони Старка, им противостоять. Захватывающая сцена галлюциногенного кошмара, через который продирается Человек-паук, могла бы немного перебить сценарную халтуру — но этими двумя просчетами дело, к сожалению, не ограничивается.

Экранное воплощение Мистерио в исполнении Джилленхола не выдерживает никакого сравнения со Стервятником из первого фильма. Безусловно, Майкл Китон сам по себе великолепен в любой роли, чего нельзя сказать о его наследнике, однако Эдриан Тумс в «Возвращении домой» вообще получился чуть ли не лучшим злодеем киновселенной Marvel, испытывающей определенные проблемы с убедительными антагонистами. Простого работягу, которого государство безжалостно выплюнуло на обочину, было очень легко понять, он моментально вызывал сочувствие. Мотивация Квентина Бека же крайне топорно проговаривается в отдельной сцене и совершенно несоизмерима с его действиями в фильме. Скажем так, Джон Уик на его фоне кажется довольно последовательным человеком.

История с доставшимся Питеру в наследство от того же Старка голосовым помощником «Э.Д.И.Т.» выглядит чуть менее дыряво (если постараться, это можно кое-как для себя объяснить), но совершенно абсурдно в контексте событий «Эры Альтрона». Сложно поверить, что после трагедии, которая привела к расколу Мстителей, гениальный изобретатель оставил возможность одной фразой превратить футуристичную «Алису» в оружие массового поражения. Окей, одной фразой и дополнительным подтверждением. Еще бы галочку под пользовательским соглашением попросили поставить.

Впрочем, на все это так или иначе можно закрыть глаза. Тем, кому понравилась первая часть, продолжение, вероятнее всего, тоже придется по вкусу. Все — за исключением хорошего злодея — сильные стороны сольника с Томом Холландом тут сохранились: это, собственно, сам Холланд, не растерявший ни капли обаятельности, и отлично чувствующая себя в образе саркастичной тинейджерки Зендея (хотя на фоне сериала «Эйфория» эта работа кажется скорее шагом назад). Функции тьютора, коим до этого выступал Тони Старк, поделили Ник Фьюри с Хэппи Хоганом — и Джексон с Фавро во «Вдали от дома», разумеется, так же прекрасны, как и раньше.

Первая сцена после титров — вообще чуть ли не лучший момент всего фильма, превосходный клиффхэнгер. Без спойлеров ее описать невозможно, поскольку все тут же станет понятно, а этот сюрприз лучше не портить. Вторая выглядит совершенно лишней, но что поделать — все равно придется дожидаться. Как бы то ни было, до встречи через год.