НТВ наносит ответный удар
Неделю назад российское телевидение стало ареной битвы релизов. В один день, 16 марта, и практически одновременно по времени вышли сразу три больших проекта — биографический «Орлова и Александров» на Первом, шпионская «Родина» на «России 1» и криминальный «Закон каменных джунглей» на ТНТ. В общем зачете выиграла «Родина» — ремейк израильских «Военнопленных» и его американской версии получил самый большой рейтинг среди всех зрителей, а ТНТ победил среди молодежной аудитории.
Теперь в эту гонку — те сериалы по-прежнему остаются в сетке — включился и телеканал НТВ.
Он выпускает «Ленинград 46» — многосерийную криминальную драму о преступности и о борьбе с нею в послевоенном городе на Неве. Снял его на базе кинокомпании «Триикс Медиа» (ответственна за многие проекты НТВ) режиссер Игорь Копылов, известный как автор нескольких серий «Улиц разбитых фонарей» и недавних мини-сериалов «Легенда для оперши» и «Одессит».
Почти как «Родина»
Начало «Ленинграда 46» очень напоминает «Родину» — в ее американском и российском изводе.
Бывший учитель русского языка и литературы Игорь Данилов (Сергей Гармаш) в самом начале Великой Отечественной ушел на фронт, попал в плен, после него воевал в штрафбате, был ранен и долго лечился по госпиталям. В 1946 году он возвращается в родной Ленинград — как выясняется, к разбитому корыту. Жена Люся (Анна Табанина) давно получила на мужа похоронку и теперь замужем за высокопоставленным чиновником, с выросшей дочерью видеться не позволяют, дома нет, и на работу не берут.
Дальше «Родина» заканчивается и начинается собственно «Ленинград 46». Национальным героем несчастного фронтовика никто делать не спешит, помогает ему только вор Лавр (Александр Лыков). Немного придя в себя, Данилов формулирует цель своей жизни:
мстить тем, кто сделал из него преступника, и пытаться снова увидеться с дочерью.
Он начинает криминальную жизнь, становится известным авторитетом и получает кличку Учитель. За ним будет охотиться командированный в Ленинград московский опер Ребров (Евгений Миллер), у которого, впрочем, и без этого дел по горло, например поимка опасного немецкого диверсанта Штефана Грасса (Игорь Филиппов), пытающегося сбежать за границу.
Времена «Ликвидации» и Жеглова
Антураж послевоенного времени принес российско-советскому телевидению сразу несколько хороших проектов. Как раз в 1946-м маршал Жуков проводил войсковую операцию против преступности в Одессе («Ликвидация» Сергея Урсуляка — один из лучших российских сериалов), а осенью 1945-го Глеб Жеглов и Володя Шарапов брали банду «Черная кошка», что и показано в «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина. Правда, слепое копирование приемов этих шедевров плодов, как правило, не приносит; например, недавний сериал «Черные кошки» (там действие происходит в 1947 году) получился слишком рыхлым без поддержки исторической подоплеки или литературного первоисточника.
«Ленинград 46» тоже целиком оригинальный продукт (его сценарий написал Андрей Тумаркин — те же «Улицы…», «Чужой район», «Шеф»), но у его авторов явно были примеры для подражания.
Так, послевоенный Ленинград 1940-х очень похож на Чикаго 1920-х — с гангстерами, что ездили по городу на больших Ford и Lincoln и стреляли из Thompson.
Конечно, машины у советских мафиози по понятным причинам не столь шикарные, а инкассаторов и милиционеров они расстреливали из отечественного ППШ.
Мафия интернациональна
Мафиозная тема в сериале перевешивает любую другую — слишком глубоко в криминальные разборки влез главный герой, чтобы остаться на стороне добра. В единственной показанной журналистам серии (далеко не первая) и большом проморолике герой Гармаша временами похож на дона Вито Корлеоне в исполнении Марлона Брандо — шляпой с вислыми полями, усиками, импозантностью и постановкой головы. Это неудивительно: повествование «Крестного отца» начинается с лета 1945-го, а «железный занавес» того времени позволял некоторым категориям советских граждан следить за мировой модой.
Самый главный герой
Вообще Данилов в исполнении Гармаша — по-настоящему главный герой этой истории.
Он харизматичен, суров и сентиментален — эдакий Робин Гуд, ушедший в каменные джунгли и грабящий богатых. Соперничать с ним на экране получается, пожалуй, только у Лыкова, который в роли Лавра совсем не напоминает буквально прилипший к нему образ опера Казановы из «Ментов».
Еще Данилов-Гармаш огромен; например, в сцене задержания окружившие его героя оперативники выглядят сущими лилипутами рядом с Гулливером,
но, как и в романе Свифта, им удается скрутить великана. Остальные герои, несмотря на все старания, оказываются в тени этой пары: Ребров слишком правилен (поэтому и Шарапов в свое время был отодвинут хулиганистым Жегловым), Люся по-женски бессильна, а немец-диверсант совершенно чужероден и враждебен.
В результате «Ленинград 46» становится аналогом «Клана Сопрано» или того же «Крестного отца», если, конечно, не учитывать, что главный герой оказывается с другой стороны закона в силу жизненных обстоятельств.
Но дорога мести изначально выглядит несколько надуманной и, видимо, не станет основной в сериале. Сам актер на премьере «Ленинграда 46» признался, что играл немстительного человека: по большому счету судьба его персонажа сложилась случайно, без вины конкретных людей. И эта жизнь Данилову совсем не нравится.
«Я старался играть так, чтобы было понятно: он все время мечтает вырваться из криминала, открыть третью, положительную главу своей жизни, воссоединиться с дочерью», — добавил Гармаш.
Остается надеяться, что у его Данилова все получится.