Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Выживание с крестиком

На российские экраны вышел фильм «Филомена»

В прокате «Филомена» — история о путешествии святой старушки и циничного журналиста из Старого Света в Новый, получившая четыре номинации на «Оскар», в том числе и в категории «Лучший фильм».

Внезапно оставшийся без работы успешный журналист Мартин Сиксмит (Стив Куган) разгоняет сплин проверенными британскими методами: беседами с психотерапевтом, утренними пробежками и сбором материалов для книги об Октябрьской революции. Когда даже такие сильнодействующие антидепрессанты оказываются бесполезными, сноб Мартин решает написать что-нибудь про простых смертных. Судьба подсовывает ему старушку Филомену (Джуди Денч), еще наивной девушкой пережившую страшную трагедию.

Филомена была послушницей в католическом монастыре, но увлеклась юношей-гастролером и забеременела.

Сестры принимали роды втайне от врачей, заменив обезболивающее молитвами. Девушка думала, что это наказание за грехи, но на самом деле у хозяек монастыря были другие планы: внебрачных детей они продавали американским парам. Вот и Филомена, прожив несколько счастливых, несмотря на террор со стороны монашек, лет с Энтони, однажды потеряла сына. Спустя пятьдесят лет ей захотелось узнать, кем он стал, и проститься. Мартин увидел в этой истории возможность разоблачить церковь и выбил у своей редакции командировочные в Америку для двоих.

Но в дороге выяснилось, что с религией в этой истории не все так просто.

Потому что простодушная, бестактная и обманчиво глуповатая Филомена оказалась по-настоящему святым человеком.

И Мартин Сиксмит, и Филомена Ли — невымышленные герои. Первый известен книгами об Александре Литвиненко и циклом радиопередач на BBC под вывеской «Россия: Дикий Восток». Реальный Сиксмит уже пожаловался, что артист Куган утрировал его образ надменного журналиста и перепутал агностицизм с атеизмом.

А газета New York Post открыто обвинила фильм в выпаде против католической церкви, отметив, что продюсер Харви Вайнштейн имеет свойство выпускать антиклерикальные картины раз в пять лет.

Действительно, до «Филомены» у него были «Сестры Магдалины» (про приют для падших женщин), «Мальчик-мясник» (про одухотворенного маньяка) и «Священник» (про пастыря-гомосексуалиста). От «Филомены» Стивена Фрирза («Королева», «Фанатик») нашего зрителя может оттолкнуть не только этот скандальный шлейф, но и извечные британские тычки в адрес России вроде реплики «Да кому интересна эта кровавая русская история?». Но все это стоит вытерпеть ради фантастических героини и актрисы, своей святостью последовательно разоблачающих любые попадающиеся им на глаза социальные самообманы — и атеизм, и проблемы религиозных институтов, и воинственную журналистику, и снобизм своего спутника, и собственное мучительное совершенство.

«Филомена» — типичный англичанин на «Оскаре»: драматизм содержания здесь сочетается с порхающей легкостью формы, густой мрак трагедии — со светлым юмором, некоторая расслабленность тех авторов, что остались за кадром, — с незаметным зрителю, но фанатичным перфекционизмом актеров.

В исторической части фильма, описывающей события полувековой давности, торжествует британское обаяние, способное даже драму о разлуке с ребенком превратить в «Хроники Нарнии». Современная часть похожа на лирическое роуд-муви, которое только чудом привело «Филомену» на Венецианский кинофестиваль, а не на, скажем, «Санденс».

Герои в пути ведут бесконечную беседу в популяризированном Бегбедером игровом формате «Я верую — я тоже нет». Джуди Денч эту словесную баталию выигрывает с разгромным счетом — и благодаря тому, что ее героиня в своем праве, и благодаря собственной невероятной харизме.

Если бы не нервная тряска Кейт Бланшетт в «Жасмин» — современном «Трамвае «Желание» у Вуди Аллена, — то шансы Денч на второй «Оскар» были бы близки к ста процентам. Впрочем, даме-командору ордена Британской империи эта статуэтка и не нужна. Ее роль и ее фильм как раз о неоднозначности любых атрибутов нормальной жизни. Разлученные на полвека мать и сын здесь оказываются более крепкой семьей, чем люди, живущие вместе.

Церковь в картине выглядит институтом не поощрения, но испытания веры: христианский дух Филомены куется буквально в аду.

А наивная старушка, которая любит дамские романы и неприличные вопросы, вдруг оказывается фигурой, местами сравнимой с героиней Галины Вишневской в «Александре» Сокурова.

Прелесть фильма еще и в том, что все эти тонкие материи в нем можно не заметить. Возможно, гораздо актуальнее для зрителя окажутся не они, а потрясающая история про человека, сумевшего достойно прожить целую жизнь после необратимой ошибки в самом ее начале. Ущерб религиозному чувству же можно компенсировать отличным паломническим фильмом «Путь» (The Way, 2010) с Мартином Шином, после которого верить захочется в два раза больше.

Новости и материалы
В Москве вынесли приговор пенсионеру за препятствие проведению выборов
В Германии признали, что в экономике страны есть проблемы
Власти Молдавии объяснили, почему они опасаются вводить визовый режим с Россией
Названа категория водителей, которая чаще других попадает в ДТП
Петербургский заключенный пронес телефон в колонию в заднем проходе
«В волосах живут бесы»: учительница затравила ученика православной гимназии
Назван гонорар Дмитрия Нагиева
К Пасхе на кладбищах Белгорода построят укрытия от обстрелов
Синоптик рассказал, какая погода ожидает россиян на майских праздниках
Apple теряет долю на крупнейшем рынке
Театроведа Дмитриевскую оштрафовали за дискредитацию российской армии
США готовят новый пакет военной помощи Украине
Генсек НАТО отверг возможность появления ядерного оружия в Польше
В Москве пытаются госпитализировать 300-килограммовую женщину, потребовалась помощь МЧС
Власти Британии заявили о переходе оборонной промышленности страны в режим войны
«Авито» привлек внимание к проблеме аутизма
Премьер Великобритании заявил, что РФ может напасть на страны НАТО после Украины
Глава норвежской армии похвалил ВС России
Все новости