Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Ни о какой морали я не думаю»

Александр Ажа рассказал «Газете.Ru» о работе над фильмом «Маньяк», первых шагах в жанре хоррора и о том, что происходит с ним сегодня

В российский прокат выходит «Маньяк» режиссера Фрэнка Халфуна — бескомпромиссный, натуралистичный и жуткий видеодневник убийцы, которого сыграл Элайджа Вуд. Продюсером этого проекта стал Александр Ажа, автор знаменитого малобюджетного ужастика «Кровавая жатва»; за ним последовали ремейк классического «У холмов есть глаза», страшная сказка «Зеркала» и нашумевшие «Пираньи 3D». Главный реаниматор жанра хоррора рассказал «Газете.Ru» о киноснобизме французов, страхе в головах и на экране и о том, почему он предпочитает работать с Элайджей Вудом и Дэниэлом Редклифом.

— Что заставило вас заняться продюсированием?

— «Маньяк» — мой четвертый продюсерский проект. Как правило, у меня есть какой-то план, который я не могу осуществить по тем или иным объективным причинам. А ждать не хватает терпения. Тогда я и пристраиваю свою идею кому-нибудь другому, кто в состоянии ею заняться. Правда, в случае «Маньяка» я, хоть написал сценарий сам и присутствовал на площадке с первого до последнего дня, не хотел браться за режиссуру принципиально: мне казалось, что о таких персонажах я кино уже снимал, теперь пора передоверить это другому, у кого будет свежий взгляд и собственный подход.

— А ведь, казалось бы, любой режиссер-автор — маньяк-одиночка подобно вашему герою: он ненавидит делиться идеями и с трудом переносит конкуренцию. Вы не такой?

— О нет, поверьте! Я с самого начала смирился с тем, что кинематограф — это сотрудничество. Хочешь снять фильм — привыкни к мысли, что в одиночку ты этого не сделаешь. Просто кто-то должен принимать решение первым, и я предпочитаю брать это на себя.

— Раз уж вы одиночества не чувствуете, то можете попробовать определить, что объединяет тех режиссеров, которые снимают в наши дни фильмы ужасов, пытаясь обновить жанр?

— Знаете, когда я начинал снимать кино, то чувствовал себя ужасно: я был в изоляции, никаких братьев по оружию в обозримом пространстве не было в помине. Мне было очень трудно во времена «Кровавой жатвы». К счастью, фильм был малобюджетным — всего два миллиона долларов. Иначе моя карьера бы не состоялась вовсе. Даже с таким бюджетом найти продюсера было невероятно сложно. Актеры были испуганы, отказывались один за другим. Я тогда даже заподозрить не мог, что где-то рядом существуют такие же люди, как я, которые пытаются пробить эту стену и дать хоррору новую жизнь. Сегодня мы знаем их имена: Элай Рот, Нил Маршалл, Роб Зомби. Не то что мы часто встречаемся и пьем пиво вместе, но все-таки общаемся. Приятно знать, что единомышленники существуют.

— Можете ли вы назвать работы, которые вас вдохновляли на то, чем вы теперь занимаетесь?

— Десять лет назад, когда я начинал, мне казалось, что в мире перестали снимать фильмы, способные всерьез кого-то испугать. Во всяком случае, в кино их было не увидеть: там царили «Крик» и «Очень страшное кино», сплошные пародии…

— Но были же японцы...

— Да, когда я открыл для себя «Проклятие», «Звонок» и «Темные воды», то был в экстазе. Но случилось это как раз одновременно с моим дебютом, так что ничего украсть у Хидео Накаты я бы не успел, даже если бы захотел. Японцы вернулись к сверхъестественному, к фольклору; мы же с Ротом, Маршаллом и Зомби больше вдохновлялись «Техасской резней бензопилой». Это был для нас по-настоящему значимый, важный, эпохальный фильм.

— Что помогло вам переехать в США и начать снимать там?

— Желание выжить. Если бы я остался во Франции, пришлось бы сменить профессию, ведь «Кровавая жатва» не была успешна в прокате у меня на родине, став настоящей сенсацией в других европейских странах. Я бы никогда не смог снять во Франции «Зеркала» или «Пираний», мне бы пришлось снимать комедии про молодежь из парижских предместий для Люка Бессона. Нет-нет, к Люку у меня претензий нет, именно он дал деньги на «Кровавую жатву», но он не собирался продолжать эксперименты с хоррорами. К сожалению.

— А в чем проблема с Францией?

— Невероятный снобизм — вот наша главная проблема. Плюс предрассудки: французы обожают кино, но не терпят, чтобы другие французы пытались снимать жанровое кино. По мнению нашей публики, жанр — прерогатива американцев. Стиль, декорации, актеры, реалии — все должно быть американским. Японские хорроры они еще готовы стерпеть, но не французские.

— Разумеется, ведь жанр фильма ужасов и литературы ужасов многим обязан именно Америке.

— Да я сам обожаю американские ужасы, но что же мне делать, ведь я родился во Франции! Честно вам сказать, и французы сказали кое-что в жанре триллера, вспомните Клузо и Мельвилля, двух моих любимых режиссеров.

— Что бы вы могли сказать о природе современного страха?

— Он стал универсальным: мне кажется, постепенно исчезают специфические национальные фобии, уступая место фобиям всеобщим. «Что страшно? Чего я боюсь?» — эти вопросы я задаю себе ежедневно, не только как продюсер и режиссер, но и как зритель. Жанр отвечает нам на этот вопрос. Страхи приходят и уходят волнами. Вдруг возникает волна натуралистичных, физиологичных хорроров. А потом сплошные пародии. А следом сверхъестественные фильмы про призраков. Это не мода, это что-то более глубокое. В основе же то самое, что было в самые древние времена: страх темноты, страх одиночества, страх чьей-то агрессии, страх смерти, страх страдания и боли. Психология страха на удивление стабильна, хотя фобии постоянно меняются.

— А еще есть страх себя, своего «я», который чувствуется в «Кровавой жатве», «Зеркалах» и «Маньяке».

— Никогда над этим не думал, но вы абсолютно правы. Меня всегда интересовала психология серийного убийцы: мне казалось и продолжает казаться, что человечество могло бы узнать немало интересного о себе, изучая случаи различных маньяков. Узнать то, что мы обычно боимся и не желаем в себе видеть. Я понимаю все страхи героя «Маньяка»: он не хочет быть один, но страдает от одиночества. Мне кажется, что понять и прочувствовать это способен каждый.

— Любопытно, что эту роль играет кумир молодежи и любимец девочек, симпатяга Элайджа Вуд.

— Скажу вам больше. Сейчас я завершаю работу над новым фильмом, он называется «Рога» и рассказывает о человеке, который в один прекрасный день, к своему ужасу, начинает перевоплощаться в демона. Так вот, главного героя там играет Дэниэл Рэдклифф, известный всему миру как Гарри Поттер. Мне кажется, что медийные образы тех или иных актеров и персонажей заставляют нас лгать себе, показывают ложную картину идеального мира, но ведь и у Гарри Поттера была темная сторона, не так ли? Интересно вытащить ее на свет и внимательно рассмотреть. Однако даже в самых неприятных персонажах мне удается найти что-то если не симпатичное, то хотя бы человеческое.

— «Маньяк» очень напоминает «Американского психопата» Брэтта Истона Эллиса — то же сочетание сновидческих эпизодов с натурализмом.

— Этот роман и книги Джеймса Эллроя дали мне идею сценария! Чтобы дойти до пределов реализма, надо принять субъективную перспективу и прожить жизнь вместе с персонажем. Чтобы бояться того, что ты видишь на экране, надо в это поверить. Именно поэтому мне никогда не нравился Дарио Ардженто, невзирая на его бесспорный талант.

— Американский хоррор часто склонен к морализму. Есть ли эта сторона в ваших картинах? Есть ли в них мораль, хотя бы даже спрятанная?

— Ну, я ни о какой морали не думаю, меня больше волнует логика сюжета. Я люблю провокации и двойственность, о каких поучениях и каком морализме здесь можно говорить? Но иногда я завершаю монтаж фильма и вдруг вижу за рассказанной историей какой-то скрытый смысл. Мне нравится думать, что этот смысл по своему пафосу оптимистичен.

Новости и материалы
Россиянам рассказали, какое вещество в шашлыке вызывает рак
Онколог Черемушкин: при жарке мяса в нем образуется канцероген бензапирен
Названы заболевания, которые могут перерождаться в рак
Фиктивно трудоустраивавшую мигрантов ОПГ накрыли в Челябинске
В Канаде ввели санкции против военного руководства Ирана
Игрок клуба РПЛ заявил, что ему без разницы, кто станет чемпионом
Лукашенко освободил Косинца от должности своего помощника
Ученые выяснили, что потепление Арктики смягчает пылевые бури в Азии
Стало известно, как дрожащие руки влияют на риск деменции
В США сравнили помощь Украине и российскую военную мощь
Найден способ лечения рака без тяжелых побочных эффектов
Каждый второй россиянин стал подписчиком онлайн-кинотеатров
Экс-игрок «Зенита» сомневается в очередном чемпионстве команды
Российские космонавты развернули радиолокатор в открытом космосе
Курганец предпочел отправиться в колонию вместо обязательных работ на воле
Шойгу прибыл с рабочим визитом в Астану
Найдены пищевые добавки, связанные с риском диабета
Игрок клуба РПЛ рассказал о накопившейся злости на «Зенит»
Путин и члены РСПП остались довольны встречей
Все новости