Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Чтобы найти историю, нужно путешествовать»

Режиссер Малик Бенджелул о документальной картине «В поисках Сахарного человека» и ее шансах превратиться из номинанта «Оскара» в лауреата

Лауреат «Оскара» за лучший документальный фильм Малик Бенджелул рассказал Газете.Ru о своей картине «В поисках Сахарного человека». Фильм об американском певце Сиксто Родригесе, который в течение 40 лет не знал, что является в Южной Африке звездой уровня The Beatles и символом борьбы с апартеидом, шведский режиссер-дебютант снимал на протяжении четырех лет.

— Когда мы виделись три месяца назад, у вас было 11 наград. Сколько прибавилось с тех пор?

— По-моему, сейчас их 19.

— И где они хранятся?

— На кухонном шкафу, прямо под потолком. Их не увидишь, если не задерешь голову.

— Если вы получите «Оскар» в этом году, он тоже отправится на кухонный шкаф?

— Не знаю, наверное… А может, это слишком рискованно, и я вообще не должен буду хранить его у себя дома.

— Успех фильма просто ошеломляет. Вас узнают на улицах Стокгольма?

— Да нет, редко... Я бы сказал, никогда.

— Наверное, года полтора назад вы не думали, чем все обернется. Можете описать свой день в конце июня 2011 года?

— К этому моменту мои дела стали немного налаживаться. До этого у меня был тяжелый период: Шведский институт кино не выделил мне обещанные деньги на производство фильма. И мне пришлось вложить в фильм свои личные сбережения — все свои сбережения.

— А почему институт кино отказал в финансировании?

— Прямо перед тем, как они должны были выплатить деньги, они сказали: «Мы тебе ничего не дадим». Я говорю: как ничего не дадите, вы же обещали? На что они мне отвечают, что фильм им больше не нравится. Я говорю: «Вы шутите, что ли? Он нравился вам два месяца назад, когда он был на 90% закончен, и с того момента почти ничего не изменилось». А они сказали, что поменяли свое мнение.

После этого я на какое-то время перестал работать над фильмом, поскольку... мне было тяжело услышать эти слова.

Они сказали, что картина годится только для трансляции на телевидении и ее нужно перемонтировать до «часовой документалки».

Это их слова. Что, мол, фильм не годится для большого экрана. И я тогда им ответил: «Вы ошибаетесь, и я докажу вам, что вы ошибаетесь! Этот фильм получит гребаный «Оскар»! Так и сказал. Но я после этого месяц не мог работать, потому что эта история отняла у меня много энергии. Но потом случилось много хороших вещей, к работе над фильмом присоединились двое талантливых продюсеров, Саймон Чинн и Джон Баттсек (они сделали «Канатоходца»). Наш фильм был отправлен на «Сандэнс»... А того продюсера, который отказал мне в деньгах, потом уволили.

— Сколько собственных денег вы вложили в производство фильма?

— Все, что у меня было, не знаю точно сколько... Много.

— А сколько времени прошло от возникновения замысла до последней монтажной склейки?

— Работа над фильмом заняла шесть лет — с момента возникновения изначальной идеи. И четыре из них я работал над картиной полный день, пять дней в неделю.

— В основе фильма лежит потрясающая история — как вы нашли ее?

— Это было в 2006 году. Тогда я уволился со своей работы на Национальном телевидении Швеции и отправился в путешествие. С камерой и огромным рюкзаком. Провел шесть месяцев в Африке и Южной Америке. Нашел шесть прекрасных историй, и фильм основан на одной из них.

— Все сейчас, кажется, считают, что для того, чтобы найти сюжет, никакого рюкзака не нужно — достаточно посидеть в интернете.

— Вообще говоря, сначала я нашел эту историю именно в интернете. Но искать истории в сети скучно до того, что можно уснуть. Перед тем как уехать в то путешествие, я провел целый месяц, читая статьи, но это было просто невообразимо нудно и совершенно не вдохновляло. Путешествие сделало поиск сюжета куда более приятным и интересным. Чтобы найти историю, нужно путешествовать.

— Как выглядит процесс поиска истории?

— Многие отличные рассказы я слышал по случайности от друзей, знакомых и малознакомых людей. Но про Родригеса я нашел в сети, когда читал о тех местах, куда собирался поехать. Я тогда посетил шестнадцать стран. И перед этим сидел целый месяц у компьютера, помирая со скуки. Но в конце концов эти усилия принесли свои плоды.

— Чего вы изначально хотели от этого проекта?

— Ничего особенного. Планировал сделать семиминутный фильм для Шведского телевидения. Но все было органично, не то чтобы я воскликнул: «Ага, я хочу снять фильм! Так, а о чем он будет?» Мне кажется, гораздо естественней, когда тебя что-то вдохновляет и сначала ты хочешь сделать что-то маленькое, а потом твои амбиции растут. В конце концов твоя идея превращается в фильм, но изначально это было что-то куда меньшее. Так ты не чувствуешь давления относительно того, что делаешь.

— В какой момент вы осознали, что собираетесь получить не семиминутный фильм, а что-то большее?

— Это случилось не в один момент, это был очень медленный процесс. Сначала фильм должен был длиться семь минут, затем полчаса, потом час, потом полтора. Потом я захотел сделать проект международного уровня с известными продюсерами.

Услышав эту историю, я был ужасно рад, потому что она просто потрясающая, сумасшедшая. И я решил ее экранизировать.

— Шведское телевидение поддержало вас средствами, когда амбиции выросли?

— Люди с ТВ вообще всегда были очень доброжелательны по отношению к проекту — они поддерживали фильм с самого начала, но большими деньгами помочь не смогли. В самом начале и Шведское телевидение, и даже Шведский институт кино дали мне деньги. Да, даже институт дал мне деньги на запуск проекта — это называется «грант на развитие». И обычно, если ты получаешь деньги на развитие и институт доволен результатом, он дает тебе уже «производственный грант». Поэтому я был так удивлен, когда они сказали, что фильм им больше не нравится. В тот момент я фактически сдался, но потом подумал: «Да это же смешно: я работал над этим фильмом три года, он почти закончен!» На тот момент оставалось доделать только анимацию, оригинальную музыку и кое-что по монтажу. И в один прекрасный день я просто сказал себе: «Что я могу доделать сам, своим руками? Могу я сам сделать шрифты для титрования персонажей. Еще купил программу — музыкальный редактор для непрофессионалов, чтобы писать музыку. Я делал все, что мог сделать сам.

Потом к работе над фильмом присоединились известные продюсеры, но они тоже не могли найти деньги, в этом было все дело. И в какой-то момент они меня спрашивают, посылаем ли мы фильм на «Сандэнс»? Я им ответил, с чего бы это — фильм же еще не готов. Но мы послали фильм в сентябре, а «Сандэнс» в январе. Мы думали, что до фестиваля мы найдем деньги на завершение картины. И через два месяца мы получили письмо из Парк-сити, где говорилось, что наш фильм принят. Штука была в том, что денег за это время мы так и не нашли, работа не сдвинулась ни на шаг, и многие элементы выглядели просто по-любительски. И мы подумали, что нужно отозвать фильм и выдвинуть его через год. Но на следующий день мы получили другое письмо, в котором нам сообщили, что фильм хотят показать в качестве открывающей картины фестиваля. И тогда мы поняли, что мы уже не сможем его отозвать. И мои подписи, рисунки, музыка так и остались в окончательной версии монтажа, потому что просто не смогли найти профессионалов, которые бы сделали это бесплатно.

— А как вы заполучили в команду продюсеров, о которых вы говорили?

— Сначала я связался с Саймоном Чинном, продюсером потрясающего фильма «Канатоходец» («Man on Wire», картина о канатаходце Филлиппе Пети, в 1974 году совершившем прогулку по проволоке между недостроенными башнями Всемирного торгового центра в Нью-Йорке — «Газета.Ru»). Я тогда позвонил его секретарю и сказал: «Можно мне поговорить с Саймоном Чинном три минуты? У меня есть история не хуже «Канатоходца». Они мне так и не перезвонили. Через два месяца у меня была работа в Лос-Анджелесе, я летел с пересадкой в Лондоне. Я послал Саймону Чинну письмо, в котором написал что-то лихое типа: «Я тут снимаю в «Эл-эй», и у меня будет всего несколько часов в Лондоне — у вас найдется 15 минут? Я могу заехать и оставить вам диск». Он согласился, я передал ему диск. После того как он его посмотрел, он расплакался и сказал, что хочет быть продюсером этого фильма. Это было в марте 2011 года.

— Сколько времени занял монтаж картины?

— Примерно тысячу дней.

— Тяжело себя организовать, когда сам себе начальник и никто не требует результата?

— К этому привыкаешь. Нужна обычная рабочая рутина. Встаешь в семь утра, завтракаешь, выходишь на улицу, выпиваешь кофе где-нибудь и идешь на работу. А потом идешь домой. Но у меня не было офиса, я работал дома, поэтому, когда я говорю «шел на работу», я имею в виду, что я просто гулял по району и возвращался домой. И после работы я опять выходил на улицу, чтобы «пойти домой». Еще я каждую неделю показывал фильм какому-нибудь человеку, который его до этого не видел. Каждую среду, по-моему. Это было ужасно полезно, каждый раз я получал очень сильный импульс.

— То есть вы прислушивались к тому, что говорили посторонние люди?

— Постоянно. Их вклад был очень важен, без него я был бы не в состоянии сделать то, что сделал.

— Чужие советы не приглушали ваш внутренний голос?

— Свой внутренний голос слышишь всегда. Ведь ты же не обязан соглашаться с другими людьми. Я терпеть не мог, когда продюсеры давили на меня, потому что они считали, что имели на это право. Считали, что реально могут на меня как-то повлиять. Совсем другое дело, когда ты говоришь со своими друзьями и сам решаешь, следовать их советам или нет.

— Вы производите впечатление очень внимательного человека. У вас есть какие-то упражнения для развития этого качества?

— Сложный вопрос. Не знаю. Я обычно не очень-то внимателен. Например, в кино я обычно засыпаю ненадолго. За свою жизнь я видел, наверное, десять фильмов, на которых не уснул в кинотеатре.

— А назовите пять ваших любимых документальных фильмов?

— «Канатоходец». «Когда мы были королями» о Мухаммеде Али. «Захват Фридманов». «Пина» Вима Вендерса отличный фильм. «Человек-гризли». «Таким он будет всегда».

— У вас есть профессиональное образование?

— Моим образованием стала работа. Я работал на телевидении восемь лет. Киношколу я посещал, но не могу сказать, что многое оттуда вынес.

— Вы поддерживаете отношения с Сиксто Родригесом сейчас? Кажется, ваш фильм воскресил его музыкальную карьеру.

— Да, конечно, мы видимся. Мы встречались на прошлой неделе в Лос-Анджелесе, посетили несколько торжественных церемоний, он отыграл концерт. Сейчас он в туре, на следующей неделе поедет в Южную Африку, где будет играть перед пятнадцатью тысячами зрителей. Потом он будет играть на фестивале «Коачелла» в США, на Гластонберийском фестивале в Британии... Так что у него все хорошо. Он был на шоу Дэвида Леттермана и на часовой программе CBS.

— Организация вашей жизни, похоже, несильно изменилась: несмотря на успех фильма, вы не обзавелись ни офисом, ни ассистентом…

— Да. В данный момент я сижу за тем же самым столом у себя дома, за которым монтировал фильм.

— Перспектива покупки смокинга для церемонии «Оскар» вас радует?

— Мне сказали, что его покупать не обязательно. Можно позвонить дизайнеру, и смокинг тебе просто выдадут.

— И кому же думаете позвонить?

— Да я ничего про моду не знаю. Знаю только Гуччи. И Армани еще…

Новости и материалы
Названы заболевания, которые могут перерождаться в рак
Фиктивно трудоустраивавшую мигрантов ОПГ накрыли в Челябинске
В Канаде ввели санкции против военного руководства Ирана
Игрок клуба РПЛ заявил, что ему без разницы, кто станет чемпионом
Лукашенко освободил Косинца от должности своего помощника
Ученые выяснили, что потепление Арктики смягчает пылевые бури в Азии
Стало известно, как дрожащие руки влияют на риск деменции
В США сравнили помощь Украине и российскую военную мощь
Найден способ лечения рака без тяжелых побочных эффектов
Каждый второй россиянин стал подписчиком онлайн-кинотеатров
Экс-игрок «Зенита» сомневается в очередном чемпионстве команды
Российские космонавты развернули радиолокатор в открытом космосе
Курганец предпочел отправиться в колонию вместо обязательных работ на воле
Шойгу прибыл с рабочим визитом в Астану
Найдены пищевые добавки, связанные с риском диабета
Игрок клуба РПЛ рассказал о накопившейся злости на «Зенит»
Путин и члены РСПП остались довольны встречей
Песков рассказал будет ли РФ расширять буферную зону безопасности
Все новости