На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Живой за спасибо

Выставка «Житие Владимира Высоцкого» в Фотоцентре на Гоголевском бульваре представляет собой коллективный юбилейный оммаж великому певцу и актеру

Выставка «Житие Владимира Высоцкого» в Фотоцентре на Гоголевском бульваре представляет собой коллективный юбилейный оммаж великому певцу и актеру.

Близящееся 75-летие Высоцкого уже подняло медийную волну, довольно пенистую на вид. Имя и образ юбиляра эксплуатируются в самых разных контекстах — от телевизионного кулинарного шоу до вереницы сборных концертов с соответствующим репертуаром. Кульминация ожидает нас в пятницу и субботу — например, Первый канал собирается посвятить Владимиру Семеновичу практически весь субботний эфир. При таком массированном натиске на сознание скромные документальные сюжеты вроде нынешней выставки в Фотоцентре обречены оставаться на периферии «датских» торжеств. Хотя как раз здесь фигура Высоцкого предстает в наименее искаженном, утрированном или адаптированном виде, поскольку речь идет по преимуществу о репортажных съемках.

Что называется, ни прибавить, ни убавить: все выглядит ровно так, как попало в глазок фотокамеры.

Впрочем, объективная достоверность материала сама по себе не гарантирует эмоционального потрясения. Фотография — это технология фиксации реальности, а не реальность как таковая. Репортаж, как и любой другой жанр, имеет свои внутренние ограничения и подвержен стереотипам, поэтому эффект волшебства здесь достаточно редок. И даже такая яркая личность, как Владимир Высоцкий, не всегда может «вытянуть» кадр, если он, кадр, заведомо шаблонен. С этим феноменом приходится столкнуться и на выставке, где собраны около сотни снимков от двух десятков авторов.

Хроникальная их ценность не подлежит сомнению, хотя бы в силу того, что исторически ценен главный герой, а вот с художественными достоинствами обстоит несколько сложнее.

Хрестоматийные и действительно сильные, выразительные портреты юбиляра, сделанные в свое время Валерием Плотниковым, Виктором Ахломовым, Дмитрием Чижовым, соседствуют в экспозиции со снимками либо спонтанными, почти любительскими, либо несколько дежурными — как в случае с групповыми портретами, где все персонажи сбиты в кучку и ждут, когда вылетит птичка. Если учесть еще и ряд скриншотов из фильмов с участием Высоцкого (к разряду фотопроизведений их можно отнести с огромной натяжкой), то впечатление эклектики выйдет окончательным.

И, тем не менее, выставка все же трогает — возможно, как раз из-за того, что она не откалибрована.

Нетрудно вообразить, что подобное зрелище могло бы возникнуть почти стихийно году эдак в 1981-м где-нибудь в таганковском закулисье. Хотя в действительности такого не происходило, но ничего фантастического в этом предположении нет: решили бы «помянуть Володю», кликнули бы знакомых фотографов, снимавших когда-то мизансцены из «Гамлета», «Пугачева» и «Жизни Галилея», те бы, в свою очередь, подтянули других своих знакомцев, запечатлевавших Высоцкого то в шумной застольной компании, то на концертах в НИИ, — и вот уже готова камерная выставка «для своих».

Разумеется, она не тянула бы на полноценное «житие», как это обозначено в нынешнем заголовке: для настоящей агиографии требуется больше источников, да и селекция не помешала бы.

Зато неформальный порыв желающих внести свою лепту был бы очевиден. Сегодня, конечно, совсем другая ситуация, однако элементы спонтанной «народной стройки» все же угадываются.

Вот и получается, что явные минусы экспозиции вдруг оборачиваются плюсами с точки зрения «атмосферы».

Превратив неофициального кумира миллионов в икону, многие труженики культурной нивы мастерят все новые и новые украшения оклада, тогда как ощущение подлинной биографии Высоцкого неуклонно улетучивается, несмотря на регулярные вбросы каких-то фактов, прежде неизвестных. При жизни Владимира Семеновича он ведь тоже был героем мифологическим, но тот миф очень не похож на теперешний. Выставка в Фотоцентре имеет больше отношения к легенде прежней, выросшей без всякого казенного участия и расцветшей без коммерческих «удобрений».

Новости и материалы
Клуб РПЛ не может уволить тренера, потому что он не берет трубку
Самойлова рассказала о новом парне 14-летней дочери от Джигана
Белый дом раскритиковал британское СМИ за новость о плохом состоянии психики Трампа
Директор рижской школы оправдалась за русские песни на праздничной вечеринке
«Не имеет права так говорить»: слова Станковича про Россию посчитали несерьезными
Пермячка жестоко избила знакомого битой за то, что тот отказался перед ней извиняться
КСИР объявил о перехвате танкера в Ормузском проливе
В Белом доме рассказали, чем займется Трамп в канун Рождества
Звезда «Чебурашки» ответила Певцову на критику фильма
В США произошла стрельба с участием иммиграционной полиции
Врача уволили после избиения лежащего на койке пациента
Жених беременной Лерчек не исключил операцию после угрозы выкидыша
Президента «Фенербахче» задержали после положительного теста на наркотики
Легенда «Спартака» заявил, что Гусев не станет главным тренером «Динамо»
Двое жителей ДНР пострадали из-за атак ВСУ 24 декабря
ВСУ обстреляли город Каменка-Днепровская в Запорожской области
Раскрылись подробности смерти 27-летнего биатлониста
Петербурженка разбила лицо девятилетней дочери и напала на соседей со шваброй
Все новости