Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Машина, велосипед или автобус?»

Интервью с режиссером «дизайн-трилогии» Гари Хаствитом

Режиссер Гари Хаствит рассказал «Газете.Ru» о своей трилогии, посвященной дизайну и урбанистике, своих ощущениях о жизни в Москве и влиянии элементов городской жизни на характер города.

В понедельник, 19 ноября, в «Политехническом музее» состоялся показ фильма «Гельветика» Гари Хаствита — это первая часть «дизайн-трилогии», в которую входят также «Objectified» и «Urbanized». Первая лента посвящена одноименному шрифту Helvetica и его влиянию на наш мир, вторая рассказывает о промышленном дизайне, а третья — о дизайне городской среды: архитектуре и урбанистике. Перед первым показом Хаствит также прочитал лекцию о краудфандинге — набирающем обороты способе финансировать проекты, собирая деньги в интернете. Во вторник и среду режиссер представит два следующих фильма трилогии и ответит на вопросы зрителей. Режиссер Гари Хаствит рассказал «Газете.Ru» о воздействии шрифтов на наше восприятие информации, о влиянии Олимпийских игр и торговых центров на развитие городов и их повседневную жизнь.

— Почему вы решили прочитать лекцию о краудфандинге, а не, например, о городской среде или дизайне?

— При помощи краудфандинга я собрал деньги на фотопроект, над которым работаю сейчас, и мой последний фильм «Urbanized» частично был профинансирован тем же способом. Так что, когда перед визитом в Москву я обсуждал программу с ребятами из Beat Film Festival, мы решили, что это отличная тема для лекции, потому что в России появился интерес к этому явлению. Разговор пойдет не только о моем личном опыте, но также и о других примерах «народного финансирования» — в искусстве и не только, о текущем состоянии и перспективах. Для меня краудфандинг это не только и не столько способ найти деньги на проект, сколько способ непосредственного вовлечения людей в его создание. Мы собираем не только деньги, но и информацию. Я задавал в интернете вопрос: «Кто знает интересные урбанистические проекты в своем городе?». И получал большое количество ответов, которые потом использовал в работе над фильмом. Так зрители, аудитория вовлекаются в создание произведения, становятся участниками этого процесса.

— Вы в Москве уже неделю фотографируете какие-то городские пространства вроде Олимпийской деревни: это часть текущего проекта, который вы упомянули?

— Да, он называется «Олимпийский город», и я работаю над ним в соавторстве с еще одним фотографом Джоном Паком. Мы путешествуем по городам, которые в прошлом принимали Олимпийские игры, документируя то, что осталось от олимпийских объектов. Так что эту неделю делаю снимки по всей Москве, а потом отправлюсь в Пекин. Это наблюдение за тем, как Игры изменили город. Как постройки и пространства, речь идет не только о спортивных сооружениях, используются в настоящий момент: превращены ли в фабрики, разрушены или что еще? В каком-то смысле это продолжение фильма «Urbanized»: история про факторы, которые меняют город, и один из них — это «зрелище», большое событие, собирающее стадионы, затеваемое как масштабный проект. Меня и Джона Олимпийские игры всегда в этом плане интересовали.

— Игры всегда порождают множество разговоров о том, как они оживят среду и экономику города, станут импульсом для развития и так далее. В то же время они становятся все дороже и дороже. Исследуя последствия, вы к какому выводу приходите: работает ли эта схема?

— Это зависит от того, в чем город действительно нуждается. Не знаю, можно ли доказать, что Восточному Лондону действительно пригодилась новая арена. Хотя в этом случае как раз много говорили о том, что этой части города нужно развитие, что там одна сплошная пустошь, а Олимпийские игры — прекрасный повод для обновления не самого живого района. Но в целом не могу сказать, что такие проекты оказывали бы положительное влияние на места реализации. Я всегда с подозрением отношусь к большим зрелищам, к грандиозным проектам, потому что считаю, что большая часть положительных изменений в городах происходит на локальном, низовом уровне: от квартала к кварталу. Хорошие пешеходные дорожки не так впечатляют, как Олимпиады, но они точно нужны. Нужно думать о городе на микроуровне: о том, как люди используют его повседневно, как можно улучшить их опыт проживания в нем. Думаю, это приносит больше пользы, чем строительство нового стадиона или исполинского объекта недвижимости. Тем не менее интересно наблюдать те случаи, когда город получал то, в чем действительно нуждался. Я был в Мехико прошлым летом: до Игр у них не было большого стадиона, не было плавательных бассейнов, много чего не было — и спустя 50 лет все построенное до сих пор активно используется.

— Я провел значительную часть детства в бассейнах Олимпийского комплекса в Измайлово.

— Правда? Здорово. Это как раз положительный пример. Еще я съездил в вашу Олимпийскую деревню и обнаружил там вполне живой район, который не выглядит находящимся в упадке или, тем более, заброшенным. Нужна временная дистанция для того, чтобы понять, как олимпийское строительство повлияло на город. Мы собираемся снять 15 городов — можно будет сравнить, но тут надо оговориться, что, поскольку проект у нас фотографический, то там не будет аналитики. Только снимки, в которые каждый сможет вчитать собственные впечатления. Более импрессионистская работа получается, чем в кино.

— К вопросу о сравнении: вы же смотрите на города, которые посещаете, не как обычный турист — что можете сказать о Москве?

— Я уже приезжал сюда с «Гельветикой» в 2008 году и просто поражен тем, как изменилась ситуация с движением транспорта за прошедшие четыре года: кажется, она стала еще хуже, что совершенно невероятно! Ну и мой личный опыт пешехода здесь тоже заслуживает отдельного комментария. Мы привезли мою десятимесячную дочь и пытались перемещаться по городу с коляской — это безумие. Попасть с коляской в метро почти невозможно. Попытка спуститься по эскалатору — экстремальное занятие. Транспорт, город просто не приспособлен для человека. Город скорее рассчитан на машины, но, судя по тому, что я вижу, число машин увеличивается с каждым годом, так что автовладельцам тоже несладко приходится. Почему город не предоставляет альтернативы? Конечно, автовладельцам, как и всем, не нравится, когда им указывают, что делать, но они заинтересованы в том, чтобы передвижение по городу упрощалось. В Москве же, например, полностью отсутствуют условия для поездок на велосипеде. Я живу в Нью-Йорке и еще пару лет назад вовсе не был заядлым велосипедистом, но потом у нас стали строить более широкие и удобные велодорожки, как в Копенгагене. И это мгновенно и полностью изменило мой способ перемещения по городу: теперь я все чаще и чаще отправляюсь куда-то на двух колесах. Да, в Москве возникает вопрос про зиму, но речь ведь идет всего лишь о краске на асфальте. Не нужно вынуждать людей пользоваться каким-то одним типом транспорта. Нужно предоставлять выбор, чтобы каждый мог подумать: «Так, что будет удобнее сегодня: машина, велосипед или автобус?».

— У нас часто говорят, что автомобильные дороги и без велодорожек перегружены, но Нью-Йорк ведь тоже весьма нагруженный автомобильным движением город — как там возможны велосипеды?

-— Нужно предложить людям воспользоваться чем-то для них новым и неочевидным. Эффект не обязательно наступит сразу, но надо определиться с задачами. Если вы отдаете приоритет автомобильному движению — стройте больше дорог и парковок. Если хотите разбавить его велосипедами — развивайте соответствующую инфраструктуру. Возможно, пару лет мало кто будет ею пользоваться, но со временем поведение и привычки людей начнут меняться. В Нью-Йорке, как и в Москве, много людей и машин, развитая система метро, но и велосипедам нашлось место. Люди увидели новые варианты построения своих маршрутов и оценили преимущества. И это не только транспортный вопрос — это вопрос социальной справедливости: у многих не хватает денег не только на машину, но и на постоянное пользование общественным транспортом. И если ты работаешь в городе, а живешь за городом, то тебе нужно как-то решать эту проблему. В фильме «Urbanized» есть сюжет про то, как в Боготе (Колумбия) построили длиннющий «хайвэй» для велосипедистов, который связал окраины с центром.

— А есть какие-то базовые, общие для богатых и бедных, развитых и отсталых городов принципы?

— Да, нужно всегда задаваться вопросом: «Это, правда, то, что хотят жители этого города? Они, правда, хотят еще один торговый центр?». Может, большинство москвичей действительно мечтают в первую очередь только о новом торговом центре. Тогда нет вопросов, надо строить. Но проекты не должны спускаться сверху вниз: ни власть, ни бизнес не должны навязывать свою картину города.

— Но люди не всегда заранее осознают причинно-следственные связи между торговыми центрами и, например, пробками...

— Именно поэтому, полагаю, людям полезно образование в области урбанистики. Немногие задумываются о том, как все устроено. Большинство рассуждают так: «У меня есть работа, мне надо добраться до работы, мне надо добраться обратно домой, мне надо заехать за продуктами, мне надо кормить детей, мне надо оплачивать счета...». И они не думают о более общей картине, о том, как устройство города в целом связано со списком их личных проблем. Или думают, что кто-то другой должен за них подумать и все организовать. Но стоит показать людям, как вещи устроены, они начинают проявлять к ним интерес и смотрят на них по-новому. Это одна из причин, по которым я делаю документальные фильмы. Я не стремлюсь сделать их «образовательными», но в процессе работы над ними сам пытаюсь разобраться в интересных мне темах. И фильм — это результат такой попытки, некий артефакт, с ним могут ознакомиться другие, проследовав моим путем. И, кстати, чем больше ты о чем-то знаешь, тем компетентнее твоя оценка того, насколько хорошо нечто в этой области сделано. Это касается и дизайна. Дизайн вообще следовало бы включить в общую программу школьного образования.

— Про городское устройство, полагаю, более или менее все понимают, зачем в нем разбираться. Но, возвращаясь к той же «Гельветике», про шрифтовой дизайн многие скажут: «Зачем мне это? Как это влияет на мою жизнь?».

— Ха-ха, еще как влияет, мы ведь пользуемся шрифтами каждый день, постоянно. У каждого есть любимый шрифт, но мало кто задумывается о том, почему предпочитает, скажем, Arial, а не Times. Каждый неосознанно выбирает то, как выразит себя посредством шрифта. С другой стороны, все это влияет на то, как мы прочитываем сообщение. Меня всегда восхищало, как меняется восприятие информации в зависимости от выбранного шрифта. Человек прочитывает слово и идет дальше, но не осознает, как визуальная подача этого слова могла повлиять на нюансы эмоционального восприятия этого слова. В первую очередь, конечно, это работает в медиа. Представьте словосочетание «Пособие по безработице» в выносе какой-нибудь телевизионной программы. Что такое это пособие? Государственная поддержка самых бедных слоев населения. Но новостная программа, делающая сюжет про пособия, обязательно выберет какой-нибудь грязный уродливый шрифт! Неужели помощь бедным и не слишком удачливым людям это что-то ужасное? А если бы то же самое было написано оптимистично и чисто? Это не теория заговора. Я скорее говорю про стереотипы, которые заставляют выбирать тот или иной способ подачи информации. В том числе и на таком базовом уровне, как выбор шрифта.

— А если отвлечься от СМИ или рекламы, что происходит со шрифтами в повседневной действительности, где они не столько должны порождать определенные чувства, сколько быть удобными?

— Это как раз история шрифта Helvetica, который швейцарцы придумали в качестве образца идеальной нейтральности, сказав: «Давайте не будем воздействовать на сообщение, не будем нагружать его дополнительными оттенками, эмоциями. Сделаем шрифт ясным и прагматичным». Это модернистский идеал. Но сейчас он утратил и этот смысл, потому что все используют его, не осознавая его происхождение. Большинство людей вообще не знают, откуда берутся шрифты — они думают, что они часть Microsoft Word. Мало кто догадывается, что кто-то рисует все новые шрифты, что за каждым стоит история. В фильме мне как раз хотелось сделать невидимое видимым, дать возможность увидеть впервые то, на что люди смотрят каждый день.

Новости и материалы
Ученые разработали квантовую батарею с необычным способом зарядки
Мостовой: сейчас «Локомотив» спускают с небес
Стало известно, что станет с ценами на автомобили в ближайшее время
Ученые воссоздали молекулу антибиотика, найденную в кратере вулкана
Стало известно о трудностях поставок новых российских вагонов
Женщина проползла 45 метров по дренажной трубе, чтобы спасти застрявшего котенка
Директор Эрмитажа заявил, что готовится к «смене караула»
Названа причина поражения «Краснодара» от «Спартака»
Найденные на астероиде признаки жизни оказались земными микробами
На Украине признали, что РФ улучшила отслеживание дальних беспилотников ВСУ
Новогодняя ночь обещает быть морозной
Минобороны рассказало о потерях ВСУ в Курской области за сутки
Гендиректора организации по доставке продуктов в Петербурге ограбили на 11 млн рублей
Экс-президент Абхазии, уезжавший на фоне протестов, вернулся в страну
В зоне СВО нашли двойника Жириновского
Сирийские и российские войска ликвидировали более 400 террористов
Врач без образования провела москвичке операцию по пластике век на дому
ФСБ показала кадры задержания участника террористической группировки в Забайкалье
Все новости