Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Как укротить кентавра

В Пушкинском музее выставлена «Паллада и кентавр» кисти Сандро Боттичелли

В Пушкинский музей из галереи Уффици прибывает на гастроли картина «Паллада и кентавр» кисти Сандро Боттичелли. Аллегорический смысл произведения, созданного одним из самых загадочных художников Ренессанса, не поддается однозначному толкованию, что не мешает относить это полотно к числу подлинных шедевров эпохи Кватроченто.

Существует такой феномен восприятия, легко объяснимый при помощи психологии: чем чаще какое-либо изображение попадается на глаза, тем более понятным оно представляется, пусть даже в действительности вы ни на миллиметр не продвинулись в постижении его сути. Эффект привыкания замыливает глаз и рождает иллюзию, будто узнавание уже виденной прежде картинки эквивалентно ее глубинному анализу. Как ни прискорбно, касается это и классических произведений живописи, растиражированных по всему свету различными способами. В наиболее запущенных случаях не помогает даже поход в музей. Почти наверняка вам доводилось встречать в музейных залах ярких представителей отряда turistas vulgaris, которые переходят от шедевра к шедевру только для того, чтобы поставить галочки в путеводителе.

На сами картины они взирают исключительно в целях сертификации: да, не обманули, товар соответствует этикетке. Ревизия подменяет эмоцию.

Универсального рецепта, помогающего избавиться от подобных симптомов, пожалуй, не существует. Но можно попробовать, например, приобщиться к жанру «выставка одной картины». На многих это действует благотворно. Вы специально прибываете в музей ради единственного экспоната, и отступать уже некуда, надо вглядываться и вникать именно в него. Тем самым прививается способность к самостоятельному освоению оригинала, происходящему вне клипового мелькания репродукций. Хотя нельзя исключать, что вы и не полюбите данный опус всеми фибрами души, но погружение в материал гарантировано.

Возможности попрактиковаться в этой сфере возникают регулярно.

Совсем недавно в Пушкинский музей приезжала картина Рафаэля «Дама с единорогом» из римской галереи Боргезе, а теперь благодаря фестивалю искусств «Черешневый лес» на музейную «вахту» заступает боттичеллиевское полотно «Паллада и кентавр» из собрания галереи Уффици. Это произведение, конечно, не столь знаменито, как два других изображения кисти великого флорентийца — «Весна» и «Рождение Венеры» (кстати, оба экспонируются там же, в Уффици). Но все-таки «Паллада и кентавр» тоже вещь культовая и на глаза вам наверняка попадалась — хотя бы в интернете. Беглый взгляд на эту композицию может породить ощущение, будто перед вами иллюстрация некоего хрестоматийного мифа. Мол, достаточно сопоставить живописный сюжет с описаниями из, допустим, популярной книжки «Легенды и мифы Древней Греции и Рима», как любой намек на интригу моментально испарится. Однако на деле все обстоит ровно наоборот. Науке ничего не известно о специфических отношениях между Афиной Палладой (она же римская Минерва) и фантастическими полулюдьми-полуконями.

Коллизия сочинена автором, и символическое содержание ее доподлинно не известно, как и ряда других картин Боттичелли. Остается лишь строить гипотезы.

Впрочем, догадки возникали и возникают не на пустом месте. Совершенно очевидно, что в 1480-е годы, когда было написано полотно, Сандро Боттичелли находился под интеллектуальным влиянием круга Лоренцо Великолепного, фактического правителя Флоренции. В этом кругу аристократов, философов, поэтов и художников имели хождение идеи неоплатонизма, так что вроде бы в них и надо искать разгадку сюжета. Действительно, уже давно основной считается версия, согласно которой Боттичелли выразил на полотне неоплатонический конфликт между разумом и чувством. Кентавр, само собой, символизирует природные инстинкты и плотские желания, тогда как античная богиня мудрости призвана олицетворять воздержание, умеренность, добродетель. Что конкретно внушает Паллада оторопевшему кентавру — можно лишь гадать, но, судя по изобразительному контексту, слова ее крайне убедительны.

Однако существуют и иные объяснения сюжета, не столь возвышенные.

Например, долгое время пользовалась популярностью (да и сегодня не отвергнута полностью) версия о том, что художник восславил на картине военно-политические успехи Лоренцо Медичи — то ли его победу над Неаполем, то ли ликвидацию так называемого заговора Пацци внутри Флоренции. Не лишена правдоподобия и еще одна гипотеза: Афина Паллада вообще не при делах, а изображенная дева с алебардой — это Камилла, дочь короля Метаба из вергилиевской поэмы «Энеида». Вряд ли можно считать случайностью, что в описи 1498 года полотно фигурировало под названием «Камилла и сатир» — теперешнее название «Паллада и кентавр» впервые возникло лишь в 1516 году, то есть после смерти автора. Да и почему, спрашивается, псевдо-Афина предстает на картине без знаменитого шлема и без щита с головой медузы Горгоны? Наконец, встречается и такое довольно романтическое предположение: поскольку друг и единомышленник Боттичелли поэт Полициано считал себя уродом, не достойным внимания женщин, не исключено, что картина была написана ему в утешение. А ведь и впрямь, если приглядеться: как-то уж очень ласково изображенная дама треплет непокорные пряди кентавровых волос...

Словом, окончательной ясности насчет аллегории как не было, так и нет.

Не помогает толком распутать ситуацию и история раннего бытования полотна. Известно, что Лоренцо Медичи заказал его художнику в качестве подарка своему кузену Лоренцо ди Пьерфранческо по случаю бракосочетания оного со знатной девицей Семирамидой Аппиани. Кстати, данное обстоятельство привело к еще одному спору между исследователями: одни уверены, что героиня сюжета имеет явное портретное сходство с упомянутой невестой, а другие настаивают, что прообразом, как и еще в ряде случаев, послужила рано умершая флорентийская красавица Симонетта Веспуччи, в которую автор был безнадежно влюблен. Но если это действительно Симонетта, то сценарий запутывается окончательно, поскольку она была подружкой Джулиано Медичи, убитого в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре 26 апреля 1478 года в ходе покушения на жизнь обоих братьев.

Зачем бы Лоренцо Великолепному дарить на свадьбу кузена зримое напоминание о девушке, которую боготворил его погибший брат и к которой он сам был неравнодушен? Похоже, теперь уже не разобраться…

Одно понятно: живописец Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи (Боттичелли — это дружеское прозвище, в котором узнается итальянское слово botticella — «бочонок») в пору написания картины был еще далек от идей религиозного аскетизма, которые позднее пробрались в его голову посредством проповедей Савонаролы и превратили последний период жизни в затяжной кошмар. Несмотря на свойственную работам Боттичелли светлую меланхолию, в пору своего расцвета он был «человеком, полным неожиданностей», как сказал о нем Джорджо Вазари, и охотно экспериментировал с трактовками библейских сюжетов и с внедрением мифологических. Собственно говоря, он и стал одним из первых художников Ренессанса, кто рискнул заново запустить в культурный оборот античных богов и героев. И хотя в итоге славу Боттичелли затмил гений Леонардо, его ровесника и однокашника по мастерской их общего учителя Андреа Вероккьо, все же и у Бочонка случился посмертный звездный час, когда через три с половиной столетия английские прерафаэлиты объявили его величайшим художником всех времен и народов. Не впадая в схожую экзальтацию, рекомендуем-таки не пропустить визит «Паллады и кентавра» в Россию. Хотя бы потому, что вне зависимости от аллегорического смысла эта картина символизирует и выражает нечто другое, не менее важное, — превращение ремесла в большое гуманистическое искусство.

Новости и материалы
Журналистка Ксения Клочкова после обысков покинула Россию
50-летняя Кейт Бекинсейл опубликовала фото в кружевном белье ради друга с онкологией
Ляйсан Утяшева рассказала о планах на третьего ребенка
В Совфеде объяснили затягивание решения ЕС по российским активам
Военкора «Известий» Еремина посмертно наградили орденом Мужества
Российская спортсменка призналась, что скучает по России, но не имеет возможности приехать
Opel представил конкурента Volkswagen Tiguan
56-летняя тяжелобольная Селин Дион снялась с голой грудью для глянца
Летные испытания ракет семейства «Ангара» потребуют еще шести пусков
Юрист рассказал, зачем Пугачева собирается в Россию
Экс-замглавы Федеральной таможни оставили под стражей
Уехавший на СВО муж Блиновской пожаловался на попытки разорвать контракт с ним
Власти Таиланда согласовали 60-дневный безвизовый режим для россиян
Ирина Шейк показала редкое фото со своей сестрой
В Химках сотрудники МЧС локализовали пожар на складе
Внук Пугачевой объявил о гастролях с новым коллективом
«Еще не восстановилась»: Боня о состоянии после пластики
Перенесший инсульт Шура ощипывает кур на рынке
Все новости