Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Назгул с балалайкой

Культура по четвергам

Культура по четвергам: Показ фильма «Книга мастеров» стал хорошим поводом поговорить о том, почему именно продукция компании Walt Disney стала первой русской киносказкой за два десятилетия.

Сходил я вчера на предпремьерный показ «Книги Мастеров» — первого проекта Walt Disney в России и одновременно первой отечественной киносказки за долгие годы. Рецензии традиционно не будет: о том, что за фильм получился, поговорим поближе к 29 октября. Мне же совсем о другом посудачить хочется.

Вот странное дело – «Книга мастеров», безусловно, станет не просто масштабным проектом, но и масштабным событием в отечественном кино. Хотя бы потому, что со времен каких-нибудь «На помощь, братцы!», выдающейся белиберды 1988 года рождения, русской киносказки на наших экранах не было. И что бы там не говорили кинокритики, смотреть «Книгу…»будут, смотреть много и охотно, а некоторые семьи так впервые за много лет выберутся в кино всем списочным составом.

При всем при этом фильм оставляет в некотором внутреннем раздрае даже самых истовых поклонников. Даже самым довольным что-то неуловимое мешает, что-то трет и муллит, как пресловутый греческий скрупулюс – камешек, попавший в сандалию.

Про себя я определился довольно быстро – мне не давала покою дичайшая эклектика фильма.

Создатели намешали туда всего подряд. Сказки Бажова с его крепостническими реалиями середины XIX века, Лукоморье Пушкина, седую древность русских народных сказок, позднесоветские стебные фильмы-сказки типа «После дождичка в четверг», классику советской киносказки имени Роу--Птушко, голливудские гэги вроде непрестанно хохмящего говорящего коня, диснеевское многоцветье кислотной яркости, спецэффекты от «Властелина колец» и постмодернистские отсылки ко всему, что под руку подвернется. В фильме всего так много, и все это такое разное, что временами «Книга мастеров» кажется эдаким симпатичным Франкенштейном – улыбчивым и обаятельным, но со следами грубой штопки на лице.

Зачем было соединять несоединимое, я понимать решительно отказываюсь.

Во всем остальном фильм очень профессионален, и не верю, что создатели фильма не понимали, что в бажовских «крепостническо-производственных» сказках в принципе не могли объявиться Баба-яга и Кощей Бессмертный. Неуместны они там, как садо-мазо стиль на детском утреннике. Да если бы только это! Вот хоть убей меня — советская лубочная сказочная деревня, с румяными девками в кокошниках, могучими простоватыми силачами типа «Меня будить!» и говорливыми старушками-сказительницами, запахивающими ставенки в конце сказки, не может располагаться через дорогу от джексоновских назгулов, темных страшных башен, утыкающихся в черное, бьющее электрическими разрядами небо и завораживающих спецэффектов.

Несоединимы эти стилистики в принципе, не может назгул играть на балалайке «Камаринскую».

Зачем? Зачем они это сделали, если в титрах нет ни одной иностранной фамилии, фильм делали сплошь наши и на фиброму забугорного мозга, искалеченного стереотипами матрешечного «рашин стайл», это дурновкусие никак не спишешь? Ведь не дураки же фильм делали, не халтурщики – люди явно носом землю рыли, вытянули фильм, насколько возможно.

Но в итоге мы имеем, как верно сформулировал один умный человек, «как продукт — ничего, как искусство – тоже ничего, но в другом смысле».

В отчаянных попытках ответить на этот вопрос меня вынесло на давно гнетущую мой мозг проблему постсоветской импотенции искусства для детей. Почему же за 20 лет так и не появилось ни одной приличной сказки – и в кино, и в литературе?

Обратимся, к примеру, к книжкам для детей. Не будем облегчать себе жизнь анализом заведомо слабых произведений, возьмем лучшее. Вот издательство «Эгмонт» с недавних пор выпускает книжную серию «Пестрый квадрат». Богато изданные сказки лучших современных авторов (Артур Гиваргизов, Тим Собакин, Валентина Дегтева) с иллюстрациями лучших художников – Надежда Суворова, Зина Сурова, Максим Покалев и т. д. Знающие люди не дадут соврать: среди современной продукции серия эта действительно выглядит очень достойно. И премию «Книга года» в номинации детская литература получила вполне заслужено. Да и на конкурсе художников-иллюстраторов «Образ книги», в рамках недавней ММКВЯ, фамилии Суворовой и Суровой в списке призеров не вызывают никаких возражений.

Вот, к примеру, мой любимый «Бублик для гуманоида» Валентины Дегтевой. Очаровательные сказки, легкие, ненатужные, очень неожиданные и смешные.

Девочка Нинка то африканского принца в канализации встретит, то замерзающего за окном гуманоида бубликами подкормит, с летающим крокодилом-иностранцем овсянку съест.

Но начнешь переваривать прочитанное в голове и понимаешь, что все эти радости – на фоне сегодняшней целины (как и «Книга мастеров», кстати, которая пару миллионов только на тоске по родной русской сказке соберет). А по гамбургскому счету, на фоне, скажем, Носова, – только и вздохнуть горестно. Талант Дегтевой несомненен, но, присмотревшись, понимаешь страшную, в общем-то, вещь – а приложить-то его не к чему. На холостых оборотах работает: и можно было бы ехать, да не знает куда. И это – повторюсь – лучшие.

И вот здесь мы дошли до главного тезиса:

сказок нет, потому что нам нечего сказать нашим детям.

Просто нечего. Максимум — байки потравить, развлечь, позабавить. Не больше. Что в «Книге мастеров», что в «Пестром квадрате».

Наверное, дело в том, что детская сказка – это концентрированная мудрость взрослого мира. Эдакое спрессованное знание о фундаментальных, несущих, базовых вещах: что такое хорошо и что такое плохо, как надо жить, делать жизнь с кого… Именно это нужно детям больше всего, и именно с этого начинается сказка.

А что мы можем им сказать, если сами в своем взрослом мире уже который год ни в чем разобраться не можем?

Что толку клеймить «Книгу мастеров» за коллажность, если в мире ее создателей сочетаются не то что разностильные – взаимоисключающие вещи? Да что долго говорить: у нас в одном городе пролегают проспекты академика Сахарова и Юрия Андропова и еще хорошо, что не пересекаются. Мы до сих пор до хрипоты собачимся, что же мы из немалого наследства пользуем, а от чего избавляемся, и что делать с огромным количеством понатасканного в последние годы со стороны. В итоге, отчаявшись, хватаем то под руку попавшееся, то исподволь подсунутое.

Тут же напяливаем на себя и гордо шествуем по миру в умопомрачительном ансамбле «лапти--бермуды--смокинг--дизайнерская кепочка со стразиками».

Сказки существуют для того, чтобы подготовить детей к жизни в реальном мире. А что мы им можем рассказать? Помоги Печке, помоги Яблоньке, помоги Речке, — а жить ты, сынку, будешь в мире благословенной конкурентной борьбы, где каждая корпоративная крыса мечтает тебя подсидеть и сожрать.

И вот сидим мы, оглушенные, запутавшиеся и мало что понимающие, и с гордостью демонстрируем детям первую за много лет русскую киносказку, снятую на деньги всенародно нелюбимых американцев:

— Ты кто?
— Иван.
— Не дурак?
— Да вроде нет...

Вроде.

Новости и материалы
Саперы тысячами разминируют боеприпасы в Авдеевке
Воздушную тревогу объявили в нескольких областях Украины
Российские морпехи уничтожили наблюдательный пункт ВСУ
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
Регионам с затоплениями угрожает вирус малярии
Ураганный ветер может оставить без света несколько регионов на Кавказе
Пророссийское подполье рассказало о пытках украинских спецслужб
Ученые превратили очистки граната в антимикробный препарат
Россиянам рассказали, где можно будет бюджетно отдохнуть летом
В США произвели почти центнер обогащенного урана
Израиль попросил у США больше вооружения
В Минфине рассказали о ключевых рисках развитых экономик
Потепление в Антарктике повысило уровень моря на другом конце света
США подняли в воздух стелс-бомбардировщики
ООН: убийство военкора Еремина должно быть расследовано
Все новости