Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Всех святых выноси

ММКФ, день второй и третий

Хроника ММКФ: русское кино пристально вглядывается в святость, пионеры-герои приходят с того света, на Тайсона снисходит и уходит дух, китайские геи и турецкие гопники душевно мечутся.

«Интересно, следующий русский фильм тоже будет про святых?» Этот озвученный кем-то вопрос после показа конкурсного «Чуда» Александра Прошкина, пожалуй, интересовал в той или иной мере почти всех. Экранизация «основанной на реальных фактах» городской легенды, почти пионерской страшилки, про «стояние Зои» — 128 дней, проведенных в окаменелом состоянии разбитной комсомолкой после попытки станцевать буги-вуги с иконой Николая Чудотворца, — обернулась едва ли не более назойливым исследованием загадочной русской души, чем притчеобразный конфликт Ивана Грозного и митрополита Филиппа.

На протяжении двух часов под воздействием обыкновенного чуда трещит по швам атеизм пьющего журналиста (Константин Хабенский), сбегает из дома, уняв дрожь в коленях порцией «ерша», местный поп, а Никита Сергеевич Хрущев, выступивший в комической роли «бога из машины», не успев выпустить из рук скалку, принимается сравнивать облака с ангелами. С другой стороны, несмотря на попытки несомненно мастеровитых авторов внушить зрителю религиозный трепет, сюжет все равно напоминает сказку про репку, в которой роль оной исполняет заколдовавшая девушку чудотворная икона, а роль спасительной мышки — поповский сын, единственный на всю деревню «инок-девственник».

Проблема действительно, очевидно, в том, что авторы будто стесняются говорить на выбранную тему с обстоятельностью того же «Острова», но шутить при этом предпочитают с такой серьезностью, что и вправду хоть святых выноси.

В порядке отдыха от бытописаний святых в программе «Перспективы» показали русско-японский «Первый отряд» — аниме про призраков пионеров героев, спасающих красноармейцев от нападения воскрешенных Анненербе крестоносцев, утопленных в ходе Ледового побоища. Мультфильм получился таким, каким мы его ждали, и даже лучше, — диким, безумно симпатичным и с обещанием скорого продолжения. Уставшие от рефлексии киноманы встретили картину с невероятной радостью, но рассказывать о ее причинах почти преступно — спойлерами можно испортить все удовольствие.

Потерпим немного — в случае проблем с прокатом создатели, вполне, кстати, в партизанском духе, обещают выложить «Первый отряд» на торрентах.

Впрочем, судя по всему, фильм уже стал одним из главных фаворитов фестиваля, и поводов для беспокойства у пропустивших его в программе быть не должно.

Прочие картины, показанные в эти выходные, также повиновались воле киноманов, уставших от русской святости.

Вот, скажем, в документальной программе «Свободная мысль» напомнили, что на выдающиеся поступки способны не только схимники, но и гении — «Тайсон» Джеймса Тобака как раз про это. «Железный Майк», запинаясь и шепелявя, рассказывает про детство в Бруклине, где после того, как гопники убили любимого голубя, он понял, что умеет драться и побеждать. Как любимый тренер и друг Кас Д'Амато объяснил ему, что главное в боксере — дух, который поднял самого Майка на самый верх и который он потерял. Вопреки ожиданиям, боксер на экране не похож ни на тупую свирепую машину, ни на плюшевого медведя.

Фокус в том, что Тобак, непонятно каким чудом вытянувший из нелюдимого Тайсона такой объемный монолог, минимальными кинематографическими средствами рассказывает историю обретения и потери дара, а не ожидаемую биографию поп-культурного символа.

Майк выглядит растерянным, но не глупым и уж никак не сломленным — в его падениях на последних боях в контексте картины появляется куда больше смысла, чем в победительном бахвальстве его соперников. Заслуга режиссера здесь не в экспериментах с киноязыком, которых тут, по правде говоря, не найти, а в том, что за культивируемым масс-медиа образом насильника и скандалиста с тяжелыми кулаками он разглядел такой сюжет, которого не увидишь в более привлекательных с изобразительной точки зрения фестивальных картинах.

Другим хитом документальной программы стал «Человек на проволоке» про сумасшедшего француза, тридцать лет назад плясавшего на канате между башнями-близнецами.

Но после «Тайсона» романтическая документалка в духе продукции канала «Дискавери» была похожа на развернутый сюжет в духе «а вам слабо?». Ну плясал, ну на канате. Ну и что?

А на ночь синефилов усыпляли «Азиатским экстримом», который пока больше похож на какую-то «Дальневосточную элегию». То есть ничего экстремального ни в «Весенней лихорадке» Лоу Е, ни в «Лае черных псов» Мехмета Бахардира Ера и Марины Горбач точно не найти, зато отстраненность, с которой сделаны обе картины, оказывает на израненные за день киноманские мозги поистине терапевтический эффект.

Первый фильм рассказывает о сложной жизни и душевных метаниях китайских геев, второй — о тех же состояниях, но у турецких гопников.

В обоих случаях герои ищут и находят себя, но с трагическими оговорками — одному горло перерезали, других — означенные собаки загрызли. Фильмы сняты ручной камерой, которая порядком усыпляет, и лишены морально-этических посылов. Разве что про геев, как ни странно, смотреть гораздо приятнее — «Весенняя лихорадка», вопреки заглавию, совсем не вызывает дрожи, но погружает в какое-то очень специальное дремотное настроение, за которым хитросплетения многофигурного сюжета, к счастью, совершенно теряются, освобождая место для потрясений дня грядущего.

Если большинство упомянутых картин относятся к категории «ничо так фильм», то конкурсный грузинско-немецкий «Посредник» Дито Цинцадзе скорее из категории «чо это было?». Сумрачный детектив о расследовании убийства забравшегося в Грузию немецкого журналиста вовсю дает нуар, путает хронологию почище «Криминального чтива», и все для того, чтобы в итоге так ничего и объяснить — зачем убили, что на том диске было, «кто такой этот патерпевший» (с) — обо всем этом создатели фильма многозначительно молчат. Детектив без разгадки, конечно же, теоретически возможен, но надо быть Грэмом Грином, чтобы иметь право наплевать на главный закон жанра. В нашем же случае, увы, труба много ниже.

И вообще, будьте бдительны, описания к фильмам бывают обманчивы.

Вот, например, конкурсная картина Киры Муратовой «Мелодия для шарманки» с Табаковым, Литвиновой, Делиевым и Бузько называется комедией и рождественской сказкой. Но, во-первых, не надейтесь на актерский состав: все заявленные исполнители появляются на экране на считанные минуты, а то и секунды. Потому что главные здесь не взрослые, а парочка детей, Никита и Алеша: у них умерла мама, и ребят хотят поместить в разные интернаты, поэтому они сбегают в попытке отыскать хотя бы одного из (папы у них разные) отцов. И вот двое сироток мытарствуют под равнодушными взглядами окружающих, которые хорошо еще если просто не заметят, а ведь, бывает, и обманут.

Что ж, если это и сказка, то лишь в редкие моменты смешная, а скорее грустная, как андерсоновская «Девочка со спичками».

«Мелодия для шарманки» удивительна еще и тем, что фильм получился не менее литвиновский, чем муратовский — в нем, кажется, две женщины слились в единое целое. Тут и саундтрек с песнями «Земфиры», и — хоть сама Литвинова недолго присутствует в кадре — большинство персонажей, включая детей, говорят ее словами и с ее интонациями. Все это напоминает сцену из «Быть Джоном Малковичем» с параллельным миром, в котором живут лишь воплощения актера. И, с одной стороны, Литвинова женщина восхитительная, но, с другой — жаль затерявшейся в этом безумии Муратовой.

А во внеконкурсной программе показали номинированную, но ничего не получившую в Каннах комедию «В поисках Эрика» Кена Лоуча.

Если вы видите в Лоуче лишь автора серьезных остросоциальных драм, обязательно посмотрите фильм, чтобы убедиться, каким разным может быть хороший режиссер.

И даже если вы и так это знаете — все равно посмотрите.

Потому что «В поисках Эрика», в отличие от ленты Муратовой, действительно комедия и кино редкой духоподъемности. Фильм про то, что никогда не поздно исправить ошибки молодости, да и вообще, было бы желание, возможно все. Даже если ты маленький забитый почтальон Эрик, на иждивении у которого находятся два неродных оболтуса от прошлого брака, а самый родной человек тебе — глядящий с плаката любимый футболист Кантона. Последний играет самого себя и выступает в комической ипостаси призрачного психотерапевта, внушающего герою, как выйти из депрессивного пике.

Кто бы еще современное кино из затяжной депры вытянул…

Новости и материалы
Психолог объяснил, что делать, чтобы секс в отношениях был чаще
В Воронежской области объявлена опасность атаки БПЛА
На портале госуслуг могут создать раздел для знакомств
В Сумах после взрыва возникли перебои со светом
В Сумах произошел взрыв
Видимый из космоса взрыв на территории Финляндии предсказали в России
Названа электроника, которую россияне скупают перед дачным сезоном
Названы пять городов России, где бывают белые ночи
Генерал США заявил, что, если украинцы не будут воевать, НАТО откажется поставлять оружие
Лавров заявил о стремлении Запада нанести православию непоправимый ущерб
Лавров рассказал, зачем некоторые страны участвуют во встрече в Швейцарии
Рублев ответил на вопрос, каким словом он может описать победу на «Мастерсе» в Мадриде
Лавров заявил о желании Запада «сломать сербов»
Швейцарский экс-разведчик заявил, что на западе Украины началось движение сопротивления
Задержаны подозреваемые в убийстве в Донецке военкора из Техаса Рассела Бентли
Комментатор дал прогноз на седьмой матч серии «Даллас» – «Вегас»
Рублев стал победителем «Мастерса» в Мадриде
Лавров назвал причину всех мировых проблем
Все новости