Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Подставной Шекспир и законопослушные звери

Театральный фестиваль «Новая драма»

Завтра в Москве откроется седьмой фестиваль «Новая драма» — с голодомором, капитаном Вонючий Сэндвич, разнообразием фруктов, заграничными зверями и альтернативным «Норд-остом».

В девять фестивальных дней втиснуто увесистое расписание: 11 спектаклей, читки восьми конкурсных пьес, две открытые репетиции, мастер-класс Людмилы Петрушевской, восемь дискуссий, посвященных драматургии на телевидении и трем поколениям отечественной новой драмы, финской социальной и польской новой драме, ну и чтение этих самых иностранных драм местными силами. В жюри — кинопродюсер Сергей Сельянов и главред журнала «Сеанс» Любовь Аркус, режиссеры Кама Гинкас и Алвис Херманис, кинорежиссер Павел Лунгин и актриса Татьяна Друбич. В конкурсе пьес — тоже классики: Наталья Ворожбит с «Зернохранилищем» и Максим Курочкин с галактическим фарсом «Титий Безупречный».

В 2009-м обещана премьера «Зернохранилища» в Королевском Шекспировском театре, по заказу которого Ворожбит и написала эту галлюциногенную пьесу-пляску смерти о людоедском голодоморе 30-х годов на Украине.

На Шекспира едко кивает и «Титий Безупречный», где на смену человечеству вот-вот должен прийти новый доминантный вид, а капитан Вонючий Сэндвич в ожидании переворота силится понять мировое устройство. Для чего читает комикс «Ватный шарик и тайна седьмого астероида» и смотрит пьесу якобы Шекспира с эпиграфом: «В будущем каждый получит право на пятнадцать минут неизвестности».

Эпиграфы, остающиеся вне поля зрения публики, вообще-то красноречиво описывают те пространства и формы жизни, с которыми досталось работать «новым» драматургам. Спектакль «До последнего мужчины» предваряет фраза из школьного учебника: «Предотвращение ядерной зимы является глобальной проблемой человечества». Пьесу «Экспонаты» Вячеслава Дурненкова — стихи покойного екатеринбургского поэта Бориса Рыжего: «Клочок земли под синим небом. Не приторный и чистый воздух». А «Тития» — цитата из «Освобожденного мира» Герберта Уэллса:

«И с каждым годом все разнообразней становятся сорта наших фруктов и все прекрасней наши цветы».

Тянет на эпиграф к самой «Новой драме». Во всяком случае, новизны в этом театральном направлении, несмотря на шесть лет и помянутые три поколения, не убавилось. Свежести добавляет то, что рамки формата, неопределенно именуемого «новой драмой», стали еще неопределеннее. Теперь это попросту корпус всего интересного, молодого и нескучного, что есть в современной пьесе. Главные попутчики движения «новой драмы»: маргинальность, экстремизм, мат и техника «вербатим» (это когда реальные монологи и диалоги шахтеров, докторов, шлюх, говорящих попугаев — да кого угодно — записываются и становятся основой пьесы) рассеялись, подобно эффектным театральным дымам.

На сцене остался посвежевший русский язык, готовый к новым театральным играм.

Насколько они зададутся, зависит, разумеется, не от фестиваля. А то, что от него действительно зависит, уже перевыполнено на серьезные проценты. Во-первых, драматург теперь на самом деле, бывает, встречается с режиссером, а пьеса живет не только в эфемерной читке, но и в сценической интерпретации.

«Новая драма» некогда пошла в провинцию, где незамедлительно обзавелась собственными кадрами, притом регулярно обновляющимися: хитовых братьев Пресняковых нагнали Дурненковы — тоже братья. Вообще, в афише нынешнего фестиваля заявлен всего один московский спектакль — поставленный в «Практике» «Этот ребенок» француза Помра, своего рода расшифрованные записи «черного ящика» из потерпевшего крушение аппарата «семья». Диалоги отцов и детей, записанные Помра, восстанавливают картину катастрофы без крика и надрыва. Другая московская постановка — «Офис» Романа Козака и Аллы Сигаловой — в самый последний момент отменилась, говорят, артистка ногу сломала. «Остров Рикоту» Наталии Мошиной едет из Нового Уренгоя. «Где-то и около» Яблонской — из Удмуртии. Омский театр драмы везет спектакль «До последнего мужчины» по пьесе когалымского драматурга Елены Ерпылевой, безответный дорожный роман немолодого мужика Гришуни с собственной жизнью, рассказанный случайным попутчикам в общем вагоне где-то между Барнаулом и Гилевкой.

Кемеровская «Ложа» освоит «Закон природы», в котором артисты Сытый и Наседкин изобразят заграничных зверей, популярно объясняющих земные азы менее продвинутым собратьям.

Евгений Сытый, звезда фильма Бориса Хлебникова «Свободное плавание», учинял блистательную импровизацию с текстом роли, написанным Александром Родионовым. «Закон природы» — Сытого с Наседкиным новое сочинение. Непременно стоит увидеть игру питерского артиста Виталия Коваленко в ироническом спектакле «Паника. Мужчины на грани нервного срыва». Коваленко вообще-то служит в Александринке и играет классический репертуар, а теперь вот Александр Баргман увлек его снимать стресс в финскую пьесу, которую поставил в «Белом театре» музея Достоевского. В зарубежной программе представление хип-хоп-театра The Suicide Kings. В Центре имени Мейерхольда дадут геополитический почти что мюзикл «Трансфер!» польского радикала Яна Кляты с настоящими стариками из Вроцлава в окружении Черчилля, Рузвельта и Сталина, сыгранных профессиональными актерами. Театр Umka из Латвии соединит актерскую игру с анимацией в спектакле «Norlevo FM». Режиссер Александр Вартанов проведет читку пьесы немецкого драматурга Торстена Бухштайнера «Норд-ост».

Обретая концептуальный хребет, обыкновенно теряешь в пластичности и начинаешь медленно, но верно стареть.

«Новой драме» скоропостижное одряхление все-таки не грозит именно в силу пластичности, флексибельности и отсутствия фиксации на громких именах ее ветеранов. Многие из режиссеров и авторов пьес первого призыва «новой драмы» теперь вполне академичны и по месту службы, и по количеству театральных премий.

Расставшись с жесткой связкой документальности, натуралистичности и шока, «бесхребетная» новая драма обитает не только на экспериментальных театральных площадках (их, кстати, тоже прибавилось), а партизански внедряется в репертуары неприступных столичных махин. Уже в этом сезоне обещано несколько премьер, хотя репертуарные предпочтения по-прежнему на стороне зрителя-традиционалиста и милого его сердцу мелодраматического евротрэша да вечной классики. Организаторы фестиваля сетуют, что главной встречи — пьесы и театра — так и не случилось. Таков основной заскорузлый драматизм «Новой драмы», старая-старая сказка неизменного ее контекста.

Новости и материалы
Житель Ростовской области расстрелял машину с людьми на дороге
Россиянам рассказали об особенностях инвестиций в бриллианты
Офис президента Украины поссорил граждан, отказав мужчинам в консульских услугах
Экс-премьер Азаров назвал цель ареста наместника Святогорской лавры
«Спартак» и «Локомотив» объявили стартовые составы на матч РПЛ
В кабмине сообщили об отмене экспортных пошлин на уголь на 4 месяца
Найдена новая движущая сила старения и способ борьбы с ней
Посла Литвы назвали «политическим карликом» после слов про Крымский мост
Володин заявил, что США желают сохранить однополярный мир
Стас Михайлов вспомнил, как родители хотели продать квартиру ради его клипа
Семин заявил, что Дзюба не случайно потерял статус ключевого игрока в «Локомотиве»
56-летняя Николь Кидман восхитила выходом в золотом платье-бюстье
Песков оценил реакцию США на заявление Польши о ядерном оружии
МО РФ сообщило о сбитом дроне в Белгородской области
Неизвестные осквернили Вечный огонь в Краснодарском крае
В США рассказали, как Россия мешает снабжению ВСУ беспилотниками
Задержанному студенту МГУ из Одессы сократили срок пребывания в России
В Китае продолжают бороться с коллапсом на рынке недвижимости
Все новости