Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Реформация: уроки привата

Я периодически слышу от разных людей, что русскому православию не хватает… собственной Реформации. Обычно я отмахивался от таких заявлений: ну что, в самом деле, кто-то хочет, чтобы на площадях наших городов католики массово убивали гугенотов, и наоборот? Чтобы заполыхали костры с еретиками? Чтобы где-то установилась такая же идеологическая диктатура, какая была при Жане Кальвине в Женеве?

Тем более что в России уже сейчас есть немало протестантов, и любой желающий может присоединиться к непосредственным наследникам Реформации. К чему огород городить? Даже если иметь в виду проблемы нынешнего русского православия, в чем-то очень схожие с проблемами римского католицизма начала XVI века, Реформация явно представляется не самым лучшим лекарством.

И если посмотреть на то, как живет та самая Женева сегодня… наверное, захочется что-то повторить. Благополучие этого города действительно порождено Реформацией, и прежде всего — религиозными войнами во Франции. Множество гугенотов — причем наиболее деятельных и предприимчивых — бежали в этот город из Франции и других стран, где они подвергались преследованиям. И сегодня главный праздник Женевы — Эскалада в начале декабря, воспоминание о том, как четыреста с небольшим лет назад женевские гугеноты отбили нападение савойских католиков и отстояли свою независимость.

Но дело не только в этом. Попадая в Швейцарию, замечаешь, как совсем по-особому относятся люди к себе, друг другу, к труду и окружающей среде. Тут глупо было бы говорить, что у них все лучше, качественней чем у нас, но… оно у них работает, от часов до демократии. И нужно какое-то объяснение вроде пресловутой «протестантской этики»: дескать, надо честно трудиться перед Богом и людьми и не позволять себе излишеств, тогда все у тебя получится, получишь благословение свыше и процветание как его следствие.

Конечно, такой настрой способствует подъему экономики. Но разве не примерно тому же учат все монотеистические религии? Разве не так вели себя, к примеру, купцы-старообрядцы в России?

Есть и еще одно примечательное сходство. Ранняя Реформация прославилась погромами католических церквей примерно по той же модели, что и большевистская революция у нас: уничтожали статуи и иконы, выносили и продавали все ценное, оставив серый камень. Опять-таки, врагу не пожелаешь повторения всего этого. В Женевском соборе Св. Петра угрюмые голые стены, и на их фоне играет красками часовня Маккавеев, которую восстановили в XIX веке в готическом стиле. Как много было утеряно безвозвратно!

Но почему? Реформаты не были атеистами. Не были, впрочем, и скупыми прагматиками, которые не хотели тратить лишних денег на церковь. Они выступали против поклонения святым и почитания статуй и икон, против роскошной жизни церковных прелатов и богатств, источником которых была обычно продажа индульгенций, торговля совестью в прямом смысле слова.

А еще они были сторонниками стирания граней между сакральным и профанным, между священным пространством храма и обыденной домашней жизнью. Католики и православные могут сказать: «Для них нет ничего святого!» А реформаты на это ответят: «Для нас свято все».

Свята сама жизнь христианина, где бы он ни находился: в церкви, в мастерской, в лавке или на кухне.

Это разные помещения: тут молятся Богу, тут тачают сапоги или их продают, а тут варят суп, и потому устроены они по-разному — но жизнь одна, и кухня для христианина свята не меньше, чем церковь.

Я, повторюсь, совсем не сторонник Реформации и никоим образом не хочу ее воспроизвести, да это и невозможно. Более того, я понимаю, что нельзя из стройной системы кальвинизма вынуть один элемент и перенести его на нашу почву, как нельзя из швейцарских часов вынуть одну деталь и вставить в ходики с кукушкой. Но вот присмотреться бы к этой детали…

На Руси вечно жили глобальными проектами: строили то Третий Рим, то Третий Интернационал. Туда уходили все ресурсы, там золотили или сшибали купола, там страдали за благо всего земного шара. А мы уж тут как-нибудь, перебьемся в бараках, перетерпим…

И вновь я слышу то же самое: про всемирно-историческую миссию моей страны, ради которой не жалко ничего, даже жизни. И, как многократно мы убеждались, на практике выходит туфта, имитация, потому что Царствие небесное или всемирный коммунизм — они нематериальны, их легче сымитировать, чем создать.

А может быть, лучше… по-женевски? Мой дом, моя семья, моя работа, мой дружеский круг, мой город — это и есть главное свидетельство моей веры в светлое будущее, поле моего сражения за него. Если я во имя этих идеалов не буду ни лодырничать, ни воровать, ни враждовать с ближним — это и приблизит то идеальное будущее, к которому не стыдно стремиться. Приблизит здесь и сейчас.

Реформация не создала, конечно, книжную культуру или живопись. Но она их преобразила. Средневековая книга была невероятно дорогой, была обычно написана на малопонятном языке, и ее характерная особенность — рисунки на полях, маргиналии. Там, на середине страницы, был священный текст, а на полях — карикатуры на священников и монахов, скабрезные сценки (и зачастую с их участием), монстры и звери, играющие роль людей, да вообще всякая ерунда. И жизнь была примерно такой: в центре — латинское богослужение, а на полях — что получится. Ну вот и у нас: в центре патриотизм, на полях — маргиналии с пародиями на него же.

А у реформатов… книга стала доступной по языку, а затем и по цене, книги вошли в дома, равно как и картины, как и вообще весь тот буржуазный уют, который так привлекает нас в Европе. Дом — это тоже храм, где царят вера, надежда, любовь, а значит — чистота и порядок. И зимний пейзаж с охотниками и конькобежцами, и натюрморт с фруктами и сырами — на них можно глядеть с тем же любованием, с которым раньше взирали разве что на статую Пречистой Девы. Жизнь стоит делать прекрасной целиком, а не только ее парадную сторону.

Как скупы рождественские украшения Женевы, даже на тот самый праздник Эскалады… все огоньки и палатки ее единственного праздничного базара уместятся, наверное, на одном московском бульваре. Понты тут не главное. Миллионер не сияет золотыми зубами, зато живет в комфорте, с интересом.

И ведь так изменился не только протестантский мир. Католики в наши дни тоже далеко не те, что в XVI веке, явись Лютер с Кальвином сегодня — пожалуй, они бы по многим вопросам смогли найти общий язык с Ватиканом. Да и Россия на всех этапах своей европеизации и модернизации обращалась в основном к северной, протестантской Европе. Аптекари и пушкари, мореплаватели и инженеры нужны были из тех краев, где принято ценить повседневность, а не пафосную пыль пускать в глаза.

Повторять Реформацию, повторюсь, и невозможно, и ненужно. А вот приглядеться к ней стоит.

Новости и материалы
Движение грузовиков по Военно-Грузинской дороге приостановлено
В Пакистане произошло землетрясение
Куба сделает прием карт «Мир» обязательным условием для работы всех заведений
Глава «европейских левых» заявил, что пришло время для переговоров по Украине
Российские войска сбили ударный вертолет ВСУ на Артемовском направлении
В Госдуме назвали возможные сроки перехода на прогрессивную систему налогообложения
Вертолет МЧС вылетел для эвакуации спасенных туристов на Камчатке
В Армении заявили о начале демаркации границы с Азербайджаном
Москвичам рассказали о погоде во вторник
США обеспокоены развитием связей Нигера с Россией и Ираном
Ветра с Ледовитого океана принесут сильное похолодание в регионы РФ
Стало известно, сколько получают командиры российских подлодок
В Приамурье ввели режим ЧС из-за происшествия на руднике «Пионер»
Российские войска улучшили положение на Южно-Донецком направлении
Партия Шольца выросла в рейтинге политических сил Германии
В России брендируют свои марки для китайской электроники
Трамп пообещал разрешить украинский конфликт в случае победы на выборах
Сирия отразила воздушную атаку на Дамаск
Все новости