Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Барбаризация сознания

Якуб Корейба о том, можно ли любить культуру «политического» противника

В Новый год многие россияне садятся перед телевизором и в очередной раз с удовольствием смотрят фильм «Ирония судьбы». И ведь как судьба самого фильма, так и российско-польских отношений воистину ироничная, капризная и полная противоречий. Опыт этих отношений показывает – культура вражеской быть не может.

На протяжении нескольких десятилетий — думаю, можно говорить уже о некоем поколенческом паттерне — у многих жителей России образ Польши создавался во многом на основании символизации поведения главной героини известного кинофильма, учительницы Нади в исполнении польской актрисы Барбары Брыльской.

Кроме польской красавицы, этот образ несли и другие продукты польской культуры, которые проникали до СССР и России — от «Четырех танкистов» по «Ва-банк» и «Сексмиссию», в советском прокате — «Новые Амазонки». Образ эстетически симпатичный, морально близкий и интеллектуально привлекательный.

И вдруг, в начале XX века, после тяжелейших поворотов судьбы, когда, кажется, все уже поделили и пережили, оказывается, что взаимной симпатии все меньше и меньше. В народном восприятии Россия и Польша прочно укрепляются друг для друга в качестве дежурного внешнего врага, ответственного за все прошлые, нынешнее и будущее беды, поражения и неприятности: распад СССР — прямой результат «плана Бжезинского», этнического поляка, дезинтеграция ЕС — российская диверсия, революция на Украине — дело рук польских империалистов, катастрофа под Смоленском — заговор кагэбэшников.

И так далее до полного абсурда.

Политическая целесообразность и пропагандистская эффектность (даже не эффективность) укрепляются в качестве основного критерия оценки не только взаимоотношений, но и самого предмета обсуждения в лице другого народа, полностью вытесняя любые его позитивные черты.

Не может быть польское кино или русский балет хорошим, так как он польский или русский, то есть вражеский — до такого уровня диалектического материализма не удалось поднять (или опустить) нас с вами ни царям, ни большевикам, ни Тэтчер с Рейганом.

В данном случае вечный «русский вопрос» (пишу в кавычках, так как поляки очень любят вытеснять собственные чувства именно в сторону восточной границы, приписывая русским те черты своего характера, которые по разным причинам не вписываются в образ идеального национального эго) — «кто виноват?», не имеет смысла.

На него нет ответа, который устроил бы обе стороны спора, а сам его поиск гарантированно превратится в идеологическую игру с нулевой суммой, в которой единственной альтернативой станет либо самобичевание, либо призывы к покаянию. Оба эти варианта не только не решают проблемы, но и углубляют подсознательную обиду, которая вытеснена глубоко в «заднюю часть» мозга растет неминуемо, возвращаясь бумерангом при обсуждении любого очередного сложного вопроса. Поэтому дискуссии о взаимном признании исторических обид и попытки деконструкции сложившихся стереотипов лично я считаю либо глупостью, либо предательством – они никогда не приведут к решению каких-либо проблем и более того, гарантированно создадут новые.

Суть проблемы, как мне кажется, имеет философский характер и неминуемо связана с развитием национальных государств в их нынешней ипостаси. Создавая и укрепляя их, мы просто огосударствили наше сознание до степени, в которой актуальные политические интересы определяют отношение не только к конкретному решению данного правителя, но и ко всему государству вместе с его населением.

Раньше было проще – политика (в смысле борьбы за власть на международной арене) делалась между правителями, дворами, элитами, а обычные люди – не имея на нее никакого практического влияния – могли продолжать воспринимать друг друга вне этой экзотической борьбы, которой увлекались говорящие на латыни или французском люди в далеких дворцах.

Парадоксальным образом, именно поэтому поляки и русские стали гораздо ближе друг к другу при коммунизме, когда всем было понятно, что рамки не только взаимоотношений, но и всех остальных аспектов жизни определяют «они» — там в ЦК и Генштабе, — а мы, вот, мы можем сесть на кухне и поговорить по душам.

И вот два — три поколения, воспитанные в таких условиях, и создали ту атмосферу, в которой Польша воспринималась через призму Барбары Брильской, а Россия как страна Окуджавы и Высоцкого.

Сам был поражен, когда летом оказался на озере в компании 50+ летних соотечественников, которые ночью у костра под гитару на прекрасном русском пели их песни.

Со слезами на глазах, без всякого принуждения и абсолютно вне политического контекста актуального состояния отношений между странами. Это не лето 1987, а 2017 года, а значит, весь этот заряд позитива (хотя это английское слово — калька, нехарактерное для славян, в наше время говорилось просто «любви») еще где-то живет.

Только вот есть ли смысл к нему апеллировать в условиях, когда любое проявление человеческих чувств к своему политическому противнику представляется нарушением идеологической дисциплины и ослаблением морально-патриотического панциря государства? Насколько можно любить/восхищаться/уважать другой народ, не выставляя собственную лояльность на испытание в условиях, когда между нашими странами проходит одна из основных линии геополитического раздела современного мира?

У меня лично есть способ, который оказывается весьма эффективным в индивидуальном плане, даже в те моменты, когда кажется, что российско – польские отношения пробивают очередное дно и нет никакой перспективы возвращения к конструктиву.

В такие моменты (а за последний месяц мне повезло), я стараюсь больше общаться со знакомыми — артистами: музыками и художниками. Человеку, погруженному в анализ политической текучки и воспитанному на истерических ток-шоу, сложно поверить, что этим людям мало о чем говорят фамилии Путин или Лавров. Зато они хорошо знают Глинку и Шостаковича, часами могут рассказывать про Станиславского и Мейерхольда и досконально разбираются в Репине и Верещагине. Для них критериями оценки людей (и в том числе качества того, кто какой поляк) является знание Достоевского, Толстого и Булгакова, а война на Украине или базы НАТО не занимают в их сознании самого ничтожного места.

Кто-то скажет, что они живут в другом, оторванном от реальности мире. Возможно, но это никак не уменьшает ощущения интеллектуального удовлетворения, морального воодушевления и духового счастья от этого общения.

Такой мир существует и, если только захотим, сможем хоть иногда, хоть частично в нем жить и, возможно, продлить его существование на будущее. Оно того стоит, потому что, политическая конъюнктура (и даже геополитический расклад) меняются быстро, и никто не гарантирует, что завтра политики не прикажут нам любить или ненавидеть кого-то еще. А вот, если спокойно сесть перед телевизором и понаблюдать за героиней Барбары Брыльской, то каждый может признать, что у нее много положительного, как и у многих поляков и россиян. Мне кажется это и есть главное, а все остальное, как говорил один из героев «Ва-Банка», — «ухо от селедки».

Автор – кандидат политических наук, журналист.

Новости и материалы
Россиянам напомнили о льготах при поступлении в вузы в 2024 году
Армянский архиепископ пригрозил проклятием за забвение геноцида
Нападающий ЦСКА заявил, что рад смене тренера
Стали известны подробности задержания замминистра обороны
Эрдоган назвал Нетаньяху Гитлером
Байден заявил, что США являются единственным мировым лидером
В органах рассказали об оперативной разработке по делу замминистра обороны
Канада разрешила делать Airbus из российского титана
Канадец из ЦСКА назвал Москву лучшим местом для жизни
В столице Аргентины протестуют тысячи студентов и преподавателей
В Николаеве произошел взрыв
В Пентагоне прокомментировали срок передачи оружия Украине при одобрении финансирования
Вашингтон ввел санкции в отношении иранских юридических и физических лиц
В Курской области объявлена угроза атаки БПЛА
Глава БАПОР скоро посетит Россию
В Воронежской области сбили беспилотник самолетного типа
«Арсенал» разгромил «Челси» и упрочил лидерство в АПЛ
Российская супружеская пара подралась за ребенка и уронила его
Все новости