Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Мэры Киева и Москвы договорились бы быстрее, чем Путин c Меркель»

Бенджамин Барбер о том, почему миром должны править не политики, а хозяйственники

Миром должны править не премьер-министры и президенты, а мэры городов, то есть не политики, а прагматики, уверен американский политфилософ Бенджамин Барбер. С идеологом проекта «Глобальный парламент мэров», который соберется на свое первое заседание в наступившем году, на площадке IV Московского урбанистического форума встретилась Виктория Волошина.

– Россия сегодня явно тяготеет к идее национального государства. Так же ведет себя Украина. Похожие процессы идут и в некоторых странах Европы. Вы же предлагаете прекратить говорить о нациях, о государствах, ограниченных границами, и начать говорить о городах. Вам не кажется это несвоевременным?

– Я не предлагаю полностью забыть об этих понятиях. Национальные государства прекращают свое существование без моей помощи. Потому что национальные государства не сотрудничают для решения проблем.

Путин и Меркель не решили проблему на Украине. Была бы моя воля, я посадил бы с одной стороны мэра Киева, а с другой – мэра Москвы, и они бы эту проблему решили. Йокогама и Сеул проводили переговоры в то время, когда Южная Корея и Япония находились в периоде тяжелых международных отношений.

Шотландский национализм, украинский национализм, российский национализм – это шаг назад, в прошлое. А вот города, которые взаимодействуют друг с другом, — это шаг вперед, в будущее.

– У каждого отдельного города свои проблемы. Мы, конечно, сравниваем Москву с Нью-Йорком или Шанхаем, но не совсем понятно, как они могут помогать друг другу на практике. Это города разных культур, разной степени демократии, разных размеров, разных бюджетов в конце концов.

– Не так уж они и отличаются. Да, города бывают разного размера, есть богатые, есть бедные. Они отличаются с исторической и культурной точки зрения. Но, несмотря на все эти отличия, у них есть целый набор общих проблем, которые также являются международными. Потому что сейчас весь мир связан.

Например, нет отдельной проблемы глобального потепления только в Москве или только в Нью-Йорке. Оно потому и называется глобальным, что эта общая для мира проблема. В Санкт-Петербурге нет своей санкт-петербургской проблемы поднятия уровня воды в океане. Весь Мировой океан поднимается, и все прибрежные города в одинаковом положении.

В Нью-Йорке более 180 тысяч нелегальных мигрантов. Но нелегальная миграция – это проблема не только Нью-Йорка. Мексиканцы нелегально пересекают американскую границу. Но жители Гватемалы нелегально пересекают мексиканскую границу, чтобы стать нелегалами в Мексике. Трудовая миграция – это проблема любого города, она глобальна.

Поэтому моя основная мысль такова:

проблемы, которые у городов являются общими, гораздо важнее отличий, которые их разделяют.

Сходных черт у городов в разы больше, нежели различий. И уж точно гораздо больше, чем у города и государства.

– Вы считаете, что мэры в современном мире становятся политическими фигурами, которые влияют на развитие мировых процессов, мировой экономики. Насколько это применимо к России, если учесть, что основная проблема российских городов – крайне скромные бюджеты?

– Существует два способа измерения экономической мощи города. Первое – это объем благосостояния, которое производится городом. И второе – как власть решает задачу по сохранению этого благосостояния, какую его часть направляет на решение других проблем города, а какую отдает наверх.

В России, как во многих других странах, около 80% национального ВВП приходится на города. Города производят гораздо больше, чем им необходимо для решения собственных проблем.

Но они также должны поддерживать государственные структуры. То есть они платят налоги в региональный бюджет, в государственный бюджет, а в Европе еще и в европейский бюджет. И это совершенно логично, это необходимо. Москва должна выделять деньги на глобальные российские госпроекты, будь то оборонный комплекс, развитие водоснабжения или строительство сети железных дорог.

Но тут есть и «но». Надгородские власти, то есть государственные и региональные, забирают себе гораздо больший объем средств, чем им на самом деле необходим. В результате города должны просить у государств дать им денег на собственное развитие, хотя сами же эти деньги и заработали. Чтобы решить эту проблему, городам нужно дать больше власти.

Когда города договорятся друг с другом, они смогут получить этот дополнительный объем власти.

Если Омск в одиночку скажет: «Мы вам больше не будем отдавать такой объем налогов, мы хотим больше получить обратно», — правительство РФ ответит: «Нет». Но если бы все российские города, которые фактически производят это самое благосостояние страны, выступили единым фронтом, правительство бы задумалось.

Когда города работают вместе и объединяют свои властные усилия, они могут достигнуть большего. Поэтому я всегда говорю, что российские города должны сотрудничать между собой и при этом должны сотрудничать с американскими, китайскими, французскими, немецкими и всеми другими городами на международной арене.

Большая часть мирового населения живет в городах. 80% благосостояния, 95 инноваций и новых научных схем, практически все университеты и научно-исследовательские институты, а также большая часть культурного контента приходится на города.

Если мы посмотрим правде в глаза, города уже правят миром.

При этом с точки зрения политической организации миром до сих пор управляют старые национальные государства. И это абсолютно необходимо изменить. Для этого и задуман Глобальный парламент мэров.

– Подозреваю, у мэров российских городов от ваших новаторских идей волосы на голове шевелятся от ужаса. Если, конечно, они о них вообще знают.

– Если бы я жил во времена Сталина, я бы тоже думал, что у меня нет никакой власти. Но это неправда. Сейчас даже российские города вполне могут спорить с национальным правительством. Потому что у них есть эта власть, у них есть благосостояние. Они просто не используют эти инструменты.

– Есть еще такая проблема, как политическая независимость мэров. В странах с развитой демократией они участвуют в свободных выборах. В странах вроде Китая мэры куда менее независимы, я уж не говорю о Северной Корее. Как могут между собой договариваться руководители городов с таким разным уровнем демократии?

– Прежде всего не забывайте, что не все французские и британские мэры выборные. Некоторых назначает горсовет. Во Франции они принадлежат к общей инфраструктуре политической партии. Жак Ширак был мэром Парижа, потом президентом страны, но мэром он стал, потому что его выбрала партия. Существует целый ряд систем, в которых мэров не выбирают. В чем я с вами согласен:

не важно, выбирают мэра или назначают, но они должны быть независимыми в исполнении своих функций. Так вот, объединившись вместе, они таковыми станут.

В выступлении мэра Москвы [на IV Московском урбанистическом форуме] я услышал такой посыл: я, мэр Москвы, должен работать в тесной связке с правительством и президентом. Я понимаю, что он помнит о судьбе своего предшественника Лужкова. Но именно поэтому ему стоит искать поддержку у других мэров. Когда он ее получит, он сможет чаще отвечать правительству РФ «нет», если сзади его поддерживают словом «да» мэры других городов.

– Мне кажется, вы слишком упрощенно понимаете российские реалии.

– Почему же? Я понимаю, что российские города чувствуют себя зависимыми от государственного правительства, а правительство России находится сейчас в конфронтации с Украиной, Германией, Францией, США… И

попытки со стороны Москвы пойти, например, на какие-то прямые переговоры с Берлином могут рассматриваться национальным правительством чуть ли не как предательство.

Но если бы мэр Москвы сказал, что хочет участвовать в глобальном форуме, в который входят все города мира, вряд ли бы это оценили как угрозу конкретной политике России на международной арене.

Хотя в долгосрочной перспективе это может быть опаснее для национального российского правительства, нежели двухсторонние отношения. Но в краткосрочной перспективе, конечно, безопаснее, это интереснее и привлекает меньше внимания.

– Сейчас существует приоритет федерального правительства над мэрами городов. Но не будет ли в парламенте, о котором вы говорите, приоритета больших городов над малыми? Богатых над бедными?

– Я не думаю, что богатые и большие города будут иметь приоритет над малыми или бедными. Поскольку, во-первых, проблемы у них общие; а во-вторых, в решении некоторых проблем малые города преуспевают лучше, нежели большие. Например, работу с пешеходными зонами малые города, как правило, ведут успешнее и вполне могут поделиться своим опытом с мегаполисами.

– В мире двести с лишним тысяч городов. Как в принципе может работать парламент из четверти миллиона представителей?

– В последней главе своей книги [«Если бы мэры правили миром»] я как раз описываю эту проблему. Даже в ООН, поскольку там уже около 200 государств, трудно разобраться с представительством. Что уж говорить про парламент из 250 тысяч представителей.

Я предлагаю создать парламент из трехсот членов. Треть – представители из городов с населением от 50 тысяч до 500 тысяч. Треть – из городов от 500 тысяч до 5 млн жителей, и треть – из городов, население которых превышает 5 млн. Тогда каждая размерная группа будет иметь своего представителя.

Но это только часть решения. Теперь надо понять, какая часть из той части, которую мы выбрали, будет реально представлена в парламенте. Я предлагаю, чтобы мы составили перечень всех городов, которые хотели бы войти в этот глобальный парламент. И обновлять их постоянно в каждой размерной группе. Омск, потом Гамбург, потом Лион. Чтобы все время обновлялся и обновлялся состав.

Третий важный элемент этого решения – нужно создать цифровую платформу для общей работы. Когда мэры смогут участвовать в заседаниях парламента виртуально, можно серьезно увеличить количество участников. Но дав вам этот ответ, я подчеркиваю, что проблема выбора тех городов, которые будут непосредственно представлены в парламенте, это очень серьезно. И это та проблема, которую надлежит решить самим мэрам, а не мне.

– Как быстро может заработать такой Глобальный парламент мэров?

– Первая встреча мэров 120 городов пройдет 23 и 24 октября 2015 года в Лондоне и в Бристоле.

– От России кто-то будет?

– Посмотрим. Я надеюсь.

Новости и материалы
Путин поздравил кабмин с наступающим Днем Победы
Пункт переработки древесины загорелся в Иркутской области
Сестра Фриске продает кафе на Шри-Ланке
Землетрясение магнитудой 5,1 произошло на Чукотке
В Петербурге вынесен приговор по уголовному делу о теракте на ж/д
Путин заявил, что Россию «водили за нос» на Западе
Над Белгородской областью уничтожены несколько беспилотников
В ЕС Telegram назвали онлайн-приютом для дилеров и экстремистов
В МИД РФ объяснили вызов посла Британии
Китай заявил о готовности работать над разрешением конфликта на Украине
Черчесов назвал самую большую сумму, на которую он штрафовал футболиста
Путин сообщил, что оппоненты РФ совершали попытки развалить страну изнутри
Американский генерал заявил, что без Крыма у Украины нет будущего
«Будет необычный ход»: политолог о поиске альтернативы Зеленскому
В Новой Москве во время конфликта мужчина поджег знакомого в подъезде
Стали известны слова Путина уходящему правительству
Россиянок предупредили о новом виде мошенничества от имени фотостудий
ВЦИОМ: около 80% россиян считают, что Путин сможет обеспечить стабильность в стране
Все новости