На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

В зеркале Майдана

Через украинские реалии россияне описывают себя

События на Украине разделили на два лагеря не только жителей Украины, но и России. Более того, соседняя страна в нашем представлении с легкостью стала миниатюрной моделью российской реальности. «Протест сдулся» — а сдуется ли «их Болотная»? Они хотят в Европу — а мы? Хотим ли мы в Европу и быть европейцами?

Украинский Майдан-2.0 породил множество интерпретаций. Каждый трактует его в силу собственных убеждений, поступающей постоянно из Киева информации, а также широкой гаммы чувств. «Революция», «заговор», «бунт рассерженных горожан», «предательство интересов России», «да пусть они подавятся», «да они еще сами не понимают», «они хотят жить по-человечески, в Европе», «надо им помочь», «надо им во что бы то ни было помешать».

При кажущихся различиях одно общее у этих оценок есть: они не про Украину вовсе. Они представляют собой экстраполяцию киевских событий на российскую действительность.

Одни желают братского мира между народами, а то и «воссоединения» хотя бы в рамках Таможенного союза, другие — скорейшего свержения «корумпованого режиму» и присоединения Украины к европейской семье народов. Вроде бы и у украинцев тот же выбор? Не совсем. Россияне, как простые обыватели, так и политики, никак не могут усвоить одну простую мысль, которую до них и до своих соотечественников пытался донести Леонид Данилович Кучма много лет назад. У него была такая книга, называлась «Украина не Россия». И это медицинский факт.

Но россияне хотят видеть в украинцах и украинских событиях себя. Украина становится в их представлении моделью российской реальности. «Протест сдулся» — а сдуется ли «их Болотная» — вот что интересует российскую публику. Они хотят в Европу — а мы? Хотим ли мы в Европу и быть европейцами?

Российские власти тоже интересуются украинскими сценариями, причем давно — в 2004–2005 годах российская власть была шокирована «оранжевой революцией». Спешно был перезапущен проект пропутинских молодежек, к тому времени почти умерший, под уже легендарным брендом «Наши». В обязанность «Нашим» вменялось именно что «противостоять оранжевой угрозе». То есть в «час икс» выйти на площадь и не уходить оттуда до тех пор, пока противостоящий власти Майдан не сдуется сам собой или не будет разогнан. Ну, или пока у противников власти не кончатся силы и средства для противостояния.

Параллельно с запуском «Наших» и прочих их клонов активно закручивались гайки в политической системе. Они бы закручивались и без украинских событий, Кремлю очень нравилась идея «полуторапартийного авторитаризма», но Украина послужила триггером. С тех пор всякую пакость в сфере внутренней политики власть оправдывает угрозой «оранжевой чумы». Даже отмену выборов губернаторов обосновывали ею, хотя она была запущена до Майдана — после бесланских событий.

Беслан был и впрямь негодным объяснением для политической реформы, а вот «оранжевая чума» сгодилась.

Кремль опять-таки «моделировал реальность», только не в воображении, а на практике. Сначала пытался помочь избраться довольно слабому кандидату от донецкого клана Виктору Януковичу, а в 2008 году провернул, но уже успешно тот же фокус с мало кому тогда известным Дмитрием Медведевым. Кремль сделал все для невозможности повтора «оранжевой революции» в России — разгромил все мало-мальски неприятные для него партии, ограничил деятельность иностранных НКО, всерьез ослабил любую независимость СМИ, де-факто закрыл политический рынок для любых внешних игроков на несколько лет. И все от того, что померил «украинское платье» на себя и ему не понравилось.

Сторонники украинской евроинтеграции в России сегодня до ужаса напоминают митингующих с Болотной. И им нравится наблюдать, как митингующая площадь вот-вот возьмет власть в стране. А противники украинской интеграции поразительным образом схожи с провластно настроенными российскими гражданами. Они тоскуют по утраченной империи, боятся «украинского бунта — бессмысленного и беспощадного». Безусловно, мы братья, ближайшие соседи, у половины россиян были или есть родственники на Украине. И промышленность «наша» почти общая — в смысле находится в единой технологической цепочке еще со времен СССР, и бизнес российский там, а украинский здесь.

Однако не нужно забывать, что на Украине есть особая совершенно отличная от России ситуация и другой выбор. Скажем, Польша для Украины — партнер и большой сосед, климат там чуть более дружелюбен для площадной активности, экономический кризис куда как глубже. Так было и раньше: какой был громкий скандал с тем, что Янукович отказался от признания русского языка в качестве второго государственного. «Он же обещал», «он вовсе не пророссийский президент», — негодовали в Москве.

Позже, правда, выяснилось, что Янукович ничего такого не обещал.

Оппозиция обновилась радикально (там теперь маргинальный прежде Тягнибок, вечно молодой и вечно подающий надежды Яценюк, а также боксер Кличко), но и там плохо как с «пророссийскими», так и «антироссийскими» настроениями. И меж тем ожидания у московской публики именно в стиле «либо с Европой, либо с нами».

Мы видим в Украине Россию и только ее. Хотя Кучма нам этого делать настойчиво не рекомендовал.

Новости и материалы
Страны Африки отправили войска в Бенин после попытки переворота
Сотрудница московского спа-салона родила недоношенного ребенка на рабочем месте
В Подмосковье суд арестовал трех иностранцев по делу о подготовке теракта
Во Франции выступили против изъятия российских активов
Женщине грозит 50 лет тюрьмы за кражу шести бутылок вина во время отпуска
Эвакуированы еще четыре члена экипажа танкера, терпящего бедствие у берегов Болгарии
Водянова призналась, что у нее было тяжелое детство: «Я очень уставала»
Евгений Стеблов рассказал о своем состоянии после операции
Американка держала приемную дочь-инвалида в собачьей будке, пока сосед не спас ее
Орбан заявил, что Евросоюз планирует начать войну с Россией в 2030 году
Обновленное приложение Сбера появилось в App Store
В Камбодже при столкновениях с Таиландом не выжили четверо мирных жителей
Пьяный пассажир изрезал попутчика в поезде
Зеленского обвинили в намеренном затягивании урегулирования на Украине
Российские врачи пожаловались на постоянные переработки ради обычной зарплаты
Ученый рассказал, почему сильный иммунитет может провоцировать болезнь Альцгеймера
Назван единственный способ предотвратить развитие наследственной болезни Альцгеймера
Лурье оценила уровень вменяемости Долиной
Все новости