Завершающийся во многих странах мира экономический кризис ставит на повестку дня вопрос о подведении его первых итогов.
Наиболее очевидным результатом кризиса в некоторых странах стало сокращение реального объема произведенной добавленной стоимости ― валового внутреннего продукта (ВВП). В ряде стран сокращение ВВП было усугублено заметным падением курса национальной валюты, что привело к еще более значительному снижению совокупной покупательной способности экономических субъектов страны на мировом рынке.
В целях уменьшения масштабов сокращения (или недопущения падения) ВВП власти ряда стран предпринимали меры по «поддержке» экономической деятельности путем «фискального стимулирования», расходования валютных резервов, снижения валютного курса, других мер государственной политики. В данный момент оставим на время в стороне дискуссию о том, могли ли такие меры в принципе «смягчить» течение кризиса и не привели ли они на самом деле к его усугублению.
Принципиально важно другое ― то, что в сознании властей, принимавших такие меры, эти действия были нацелены на «смягчение» течения кризиса. Иными словами, такие меры (и их «цена») воспринимались властями в качестве приемлемого «заменителя» ожидаемых или уже произошедших последствий кризиса, «вынужденного лекарства» от его более тяжелых последствий. По их логике, ими был осуществлен «размен» одних экономических активов (например, накопленных ранее запасов ― валютных резервов, бюджетного профицита) на другие (например, на меньшие темпы падения ВВП, бюджетный дефицит).
В рамках модели совокупных экономических активов страны ― как накопленных ранее (запасов), так и текущих (потоков) ― такие разные по происхождению и характеру активы сопоставимы. Следовательно,
можно оценить размеры сокращения совокупных экономических активов (как запасов, так и потоков) той или иной страны в результате экономического кризиса и проводившейся в это время государственной политики. Такой показатель можно назвать индексом кумулятивных экономических потерь во время кризиса.
Компонентами итогового индекса кумулятивных потерь являются: изменение фискальной позиции государства (разницы между доходами и расходами бюджета расширенного правительства), изменение величины государственных валютных резервов, изменение реального ВВП, изменение долларового ВВП. Первый вариант расчета индекса представляет собой сумму первых трех компонентов, второй вариант ― сумму первых двух компонентов и четвертого компонента. Компоненты итогового индекса приведены к единой размерности (рассчитаны в процентах к ВВП), что позволяет производить с ними необходимые математические операции.
Возможные сомнения в самой приемлемости проведения таких операций (сомнения в обоснованности процедуры сложения «яблок» с «апельсинами» ― темпов снижения ВВП с темпами сокращения валютных резервов и изменением фискальной позиции) имеют право на существование. Однако представляется, что у предлагаемого индекса кумулятивных потерь оснований для существования не меньше, чем у знаменитого Misery Index, являющегося суммой, очевидно, менее однородных показателей ― уровня безработицы и уровня инфляции. При том что экономическая интерпретация Misery Index остается неочевидной, его широкое использование сыграло важную роль в эмпирическом опровержении т. н. кривой Филлипса ― ошибочного представления, связывавшего обратной зависимостью уровень безработицы и уровень инфляции.
Результаты предварительного расчета индекса кумулятивных потерь для 41 страны (стран G20, стран ОЭСР и некоторых других стран) во время последнего пучка экономических кризисов 2008―2009 гг. приведены в таблице.
Падение российского ВВП оказалось одним из самых глубоких среди стран, попавших в эту таблицу, а итоговое значение индекса кумулятивных потерь для России оказалось максимальным.
Это произошло в том числе из-за рекордного сокращения валютных резервов и значительного ухудшения фискальной позиции. В итоге совокупные экономические потери России составили 33,6% ВВП по первому варианту расчета индекса и 51,3% ВВП по его второму варианту.
Значения индекса кумулятивных потерь для других крупных экономик оказались существенно меньше (далее приведены значения индекса согласно второму варианту его расчета): для Великобритании ― 27,1% ВВП, Мексики ― 24,8% ВВП, Испании ― 24,6% ВВП, Южной Кореи ― 24,5% ВВП, Канады ― 18,5% ВВП, Германии ― 15,7% ВВП, Австралии ― 15,3% ВВП, Франции ― 14,6% ВВП, Италии ― 13,6% ВВП.
Некоторые другие крупные страны во время кризиса понесли относительно незначительные потери: Бразилия и США ― по 7,6% ВВП, Индия ― 7,5% ВВП, Япония ― 4,3% ВВП.
Как это часто происходит в последнее время, отличился Китай. Значение индекса кумулятивных потерь для него оказалось положительным ― на уровне 7,6% ВВП. Это означает, что
Китай не только не понес совокупных экономических потерь за период, именуемый иногда глобальным кризисом, но и увеличил за это время свои совокупные экономические активы.
Лидирующее место России в рейтинге стран по совокупным экономическим потерям, естественно, ставит вопрос о причинах такого лидерства, о том, почему наибольший экономический ущерб во время кризиса понесла именно наша страна.