Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Соотечественник — это звучит

За годы независимости Россия так и не решила, что ей делать с оказавшимися на чужбине соотечественниками

За годы независимости Россия так и не решила, что ей делать с оказавшимися на чужбине соотечественниками. То ли переселять, то ли использовать их как последних защитников русского языка и советских памятников.

В то время как в Латвии предприимчивые сотрудники некоей общественной организации за $10 начали выдавать желающим удостоверения «российского соотечественника», в Москве только пытаются определить, а кто это, собственно, такие. Во всяком случае, выступая на III Всемирном конгрессе российских соотечественников, президент Дмитрий Медведев сообщил, что поправки в соответствующий закон уточнят это понятие.

Поскольку представители российской власти на протяжении всех постсоветских лет не могут решить, что же такое «наш человек» за рубежом и как с ним следует выстраивать отношения, лучше всего и удаются мероприятия вроде вышеупомянутого конгресса — 480 делегатов из 88 стран.

Все хорошо и правильно на уровне речей. На деле — сильно хуже. И реальной помощи и заботы родины предков соотечественники за рубежом не чувствуют.

В 90-е годы многие из тех, кого можно, пользуясь выражением Владимира Путина, назвать жертвами «крупнейшей геополитической катастрофы XX века», немало хлебнули, желая не то чтобы вернуться на историческую родину, но хотя бы обзавестись российским паспортом.

Сегодня министр образования и науки Андрей Фурсенко, находясь с визитом в Израиле, говорит о возможности возвращения назад советских ученых, уехавших после развала СССР. И как-то не вспоминается, что тогда из бывших союзных республик куда проще было выехать на ПМЖ в Израиль, Германию, США и воспользоваться предлагавшимися этими странами программами для репатриантов, чем переехать и обосноваться в независимой России. Очевидно, что

в хаосе и неустроенности девяностых новым государствам (не только России, но и другим, которые в массовом порядке тогда покидали представители как титульных наций, так и пришлый люд) было не до соотечественников в ближнем и тем более дальнем зарубежье.

Важнее было разобраться со своими гражданами и адаптировать их к совершенно другой жизни в своей собственной стране.

Но и в «сытые» нулевые, когда забота о соотечественниках была признана делом государственной важности, мало что изменилось. Вряд ли можно записать в актив власти митинги против закрытия русских школ в Латвии или историю с Бронзовым солдатом в Таллине. Скорее, если судить по результатам, это политический пассив. Политика защиты русскоязычных и русского языка в ближнем зарубежье в последнее десятилетие, несмотря на мощнейшее идеологическое и PR-обеспечение, на открытие Центров поддержки русской культуры, принесла скорее отрицательный результат. Недавно русский законодательно лишили статуса языка межнационального общения даже в весьма зависимом от России Таджикистане.

Разумеется, отказ от русского языка и отход от русской культуры в бывших советских республиках — следствие, прежде всего, их внутренней политики. Но и Россия со своим «новым империализмом» (в частности, прошлогодняя августовская война с Грузией) сильно способствует дистанцированию от нее экс-партнеров.

Неудачны не только попытки помочь соотечественникам за рубежом, но и усилия по переселению их в Россию. Если называть вещи своими именами, запущенная два года назад государственная программа провалилась.

По расчетам ФМС, в 2007 году предполагалось переселить 50 тысяч, в 2008-м — 100 тысяч, а в 2009-м — уже 150 тысяч… В конце 2009 года Дмитрий Медведев сообщает, что по программе переселения соотечественников переехали более 17 тысяч (!) человек.

Но, уверяет президент, «мы не гонимся за цифрами, важнее уверенность, что люди могут вернуться на свою историческую родину и государство их поддержит».

А не едут-то именно потому, что нет уверенности, что государство их поддержит. Более того, программа предполагает переселение только в определенные, не сильно привлекательные регионы. Например, на Дальний Восток, откуда из-за сложной социально-экономической ситуации стремятся уехать местные жители. Только, в отличие от них, приехавшие по переселенческой программе, то есть за счет российского государства, уехать оттуда не имеют права — таковы условия.

Провал, правда, подвиг власти на коррекцию программы. И к концу года планируется расширить список предлагаемых для переселения регионов и смягчить условия для переселенцев.

Но очевидно, что тысячи переселенцев не превратятся в миллионы. Тем более

не стоит рассчитывать, что возвращаться начнут ученые. Для таких амбициозных проектов нужны большие деньги, а кризис заставил более чем втрое урезать финансирование и принятой переселенческой программы.

А потому утопией выглядит не только подъем науки и модернизация страны с помощью оказавшихся за границей «наших» мозгов, но и решение с помощью переселенцев остро стоящей проблемы трудовых резервов.

Впрочем, другой взгляд на использование соотечественников за рубежом предлагает патриарх Кирилл. Он заявил, что «призыв консолидировать диаспору» не означает призыва «возвращаться в Россию», соотечественникам в других странах крайне важно сохранять свою культурную и национальную идентичность, «российская диаспора не должна быть диаспорой второго сорта, ведь по диаспоре судят и о стране».

Но о стране судят в первую очередь не по диаспоре, а по высказываниям ее политиков. И использование русской диаспоры в качестве «мягкой силы» для продвижения российских интересов крайне сомнительно, учитывая, например, грызловские заявления. Спикер Госдумы заявил, что «нарушение прав россиян за рубежом скажется на наших отношениях с той страной, где эти нарушения были допущены», а

«обеспечение прав человека, включая права наших зарубежных соотечественников, является не внутренним делом государства, а международным обязательством». После таких слов многим нашим соседям начнут мерещиться российские танки, а отношение к России и российской диаспоре вряд ли улучшится.

Вероятно, уже довольно скоро «наши люди» в Риге, Крыму или в Центральной Азии перестанут быть разменной картой для российских политиков. За 20 минувших лет переехали уже почти все, кто мог и хотел. Желающих активничать в качестве «пятой колонны» России тоже становится все меньше. И, возможно, еще через 5 или 10 лет нашим соотечественникам за границей не нужно будет от исторической родины ничего.

Даже настоящего свидетельства «соотечественник», которое пообещал выдавать с трибуны конгресса президент Медведев. Пусть даже этот «дубликат бесценного груза» и будут выдавать совершенно бесплатно.

Новости и материалы
Названа причина, почему футбол в России популярнее хоккея
«Манчестер Сити» обыграл «Тоттенхэм»
МЗ РФ заявило, что список якобы запрещенных для водителей лекарств является информационным
Пьяные российские туристы случайно утопили BMW в море
В Госдуме предложили ужесточить лимит на легионеров в РПЛ
Путин проведет встречу с бывшими министрами
Вице-губернатор Петербурга назначен главой ФТС
В Белгороде отменили ракетную опасность
Ведущий «Модного приговора» назвал лучшее сочетание в одежде на лето
Мишустин охарактеризовал новое правительство
На Украине сообщили о новой серии взрывов в Харькове
Небензя рассказал, куда следует отправить Зеленского
Сотрудник вагона-ресторана украл у пассажира поезда кредитку с 2 млн рублей
«Бенфика» может увезти Тюкавина из России
В Boeing вновь отложили первый запуск космического корабля Starliner к МКС
В Германии политику дали три с половиной года тюрьмы за совращение детей
Чемпион мира: сборные России после возвращения в мировой спорт должны быть готовы побеждать
Небензя заявил, что МУС является марионеткой Запада, и ему не место в Совбезе ООН
Все новости