Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Конец транзитологии

Запад перевел Россию из «стран с переходной экономикой» в категорию «развивающихся». Никакого «перехода» от нас не ждут и смотрят на внутренние безобразия как на общее для такого рода стран зло.

Не особенно, кажется, сформулированная, но всеми разделяемая надежда состоит в том, что у нас все-таки две экономики. Одна — это «стратегические» доллароносные отрасли, источник легко снимаемой ренты, которую легко вывести за рубеж или пустить на поддержание административного ресурса. Вторая — это брокерские конторы и автосборочные предприятия, бутики, потребительское кредитование, мегамоллы, ипотека и прочие источники небольших повседневных радостей.

Первая из этих двух экономик завязана на власть и служит объектом постоянного передела, нравы здесь в лучшем случае китайские; похоже, что здесь даже убивают. Вторая — торжество хромированного западничества, перспективный и цивилизованный потребительский рынок, прекрасная новая Россия, в которой хочется жить и работать. Всякому понятно, конечно, что вторая невозможна без первой: не будь трубы — откуда бы еще взялась ежечасно возрастающая покупательная способность населения? Тем не менее на уровне стилистики контраст между этими двумя экономиками столь велик, что от иллюзии трудно избавиться: ну да, делят трубу — так ведь у нас так и заведено, на то она и труба. Такая вот она, первая экономика, со своими правилами; ну не закроются же теперь по этому поводу супермаркеты.

Весь уклад жизни сейчас построен на предположении, что при любом повороте политических процессов в стране они не затронут консьюмеристскую повседневность с ее обещанием каждоминутного прогресса.

А если и затронут, то «цивилизованно» — не матросским штыком, а через какую-нибудь девальвацию или благопристойный обвал на фондовом рынке.

Прошлая неделя стала, пожалуй, пиком локального политико-экономического кризиса: новые многомиллиардные претензии к ЮКОСу, предложения «отдать акции государству», страшная среда, когда казалось, что за «Гутой» провалится и «Альфа». Но странное дело — даже на фоне всегдашнего летнего бестемья, когда новостные ленты приносят отчаявшимся редакторам лишь сообщения о новорожденных детенышах панды и прочие «Oddly enough», эти катаклизмы не породили первополосной истерики в западной прессе. Узнать ли «всю правду», насладиться ли изобличениями путинской диктатуры хотел читатель — ведущие мировые СМИ предлагали ему лишь сухонькие заметки из тех, какими у нас отмечают очередную нестабильность в Нигерии.

Ну, бог с ними, с газетами. Вот канцлеру Шредеру вся наша банковско-нефтяная трагедия не помешала приехать на встречу с президентом Путиным — ходатайствовать, так сказать, за немецкие компании. Путин Шредера выслушал, обещал помочь, немецкие газовики уже готовятся к плодотворному и взаимовыгодному партнерству с «Газпромом». Siemens пока своего не добился — Путин вроде бы не одобряет покупку иностранцами стратегических и вполне успешных «Силовых машин».

А представитель Госдепа, как выяснилось, думал, что Ходорковского уже давно выпустили… ах, не выпустили? Ну, очень жаль. Миноритарные акционеры в США тем временем подают один за другим иски против совладельцев ЮКОСа, а крупнейшие нефтяные конгломераты почти открыто обсуждают с Кремлем покупку то ли обломков самой компании, то ли оторванной у нее «Сибнефти».

Это не оппортунизм — это тенденция.

У нас еще с Нового года установилась мода сравнивать Россию то с Венесуэлой, то с Колумбией. Это, однако, все поэзия: ну что мы там, в самом деле, знаем о Колумбии! Другое дело, что начиная еще с прошлого лета глобальные инвест-банки и аналитические конторы без особой помпы перевели Россию из категории «стран с переходной экономикой» в категорию развивающихся стран.

Смерть транзитологии была вполне ожидаемой: после вхождения в Евросоюз считать восточноевропейские государства «переходными экономиками» становится неловко, а состояние дел в советских республиках как-то не очень похоже на переход куда бы то ни было.

Россию теперь сравнивают не с Венгрией и Польшей, а с Китаем, Бразилией, Индией — и нам это даже нравится.

Пожалуй, что именно этой сменой парадигм и объясняется слоновье спокойствие заграницы по поводу наших кризисов. Раньше все эти построения управляемой демократии воспринимались на фоне предполагаемого «перехода» от коммунизма к рыночной демократии и потому вызывали тревогу. Теперь идея перехода и связанные с нею риски «возврата» или «распада» отмерли за неактуальностью, и глобальные игроки оперируют в привычных им условиях развивающихся стран, где обычно действительно существуют две экономики, действующие в них правила игры известны, с кем договариваться — понятно. Соответственно, пропадает и фрустрация по поводу неожиданного отсутствия убедительной судебной системы:

все политические риски уже заложены в стандартный бизнес-план.

~Собственно, в ту же сторону эволюционируют и московские настроения. Буквально на глазах ставшая привычной за последние пятнадцать лет обращенность в будущее («Вот проведем сейчас перестройку-реформы!») куда-то исчезла. Все, что остается умеренно политизированному обывателю, — это надежда на построение нового торгово-развлекательного центра и снижение ставок потребительского кредитования на процент-полтора. И то и другое, разумеется, рано или поздно произойдет: инвесторы любят развивающиеся страны. Профессиональная шутка американских инвест-банкиров: Мексика — страна будущего. И всегда ей будет.

Новости и материалы
Конгресс США пригласил премьера Израиля выступить на совместном заседании палат
Российский морпех «Самурай» взял в плен «Бабу-Ягу»
Дачников ждет суровое наказание за выращивание популярного цветка на участке
В Европе потребовали начать переговоры по Украине
«Погибшие шли домой после работы»: очевидец рассказал об атаке ВСУ в Крыму
В ФМБА рассказали об эффективном способе защиты от FLiRT
Товарооборот России и Белоруссии вновь вырос
Новые фигуранты могут появиться в деле начальника управления департамента МО РФ
Спрос на пионы в России резко вырос за последние два года
В США построят два новых ракетных фрегата за $1 млрд
Критик Соседов объяснил, почему не будет слушать новый трек Пугачёвой
В Турции предложили премии за доносы на неплательщиков налогов
Трамп заявил, что США лишились уважения при президентстве Байдена
Белоруссия окажет помощь пострадавшим от паводков Оренбургской и Курганской областям
TikTok вводит «политическую» цензуру
Методист дала советы, какие темы повторить перед ЕГЭ по русскому языку
Власти Крыма призвали не публиковать видео ударов ВСУ после массированной атаки
ФСБ на Камчатке задержала экс-инспектора паспортно-визовой службы
Все новости