Телеканал создается на базе ВГТРК при участии мэра Лужкова, «Спортивной России», а также некоммерческого партнерства «Медиаком», в которое вошли также Сбербанк и Внешэкономбанк. Последние предоставят каналу кредиты, которые, по общему мнению наблюдателей, никогда не будут возвращены. Деятельно сочувствующий всему мероприятию министр информации Лесин сообщил, что спортивный канал — это социальный проект, и пообещал ему финансовую поддержку из средств, выделяемых министерством на социальные проекты.
Одного беглого взгляда на состав организаторов и попечителей достаточно, чтобы понять многое о реальном политико-экономическом режиме современной России.
Все это нагромождение некоммерческих партнерств, акционерных обществ, учредителями которых оказываются госструктуры и общественно-министерские организации неясного статуса (фетисовская «Спортивная Россия» — это клон «России Единой», одетый в шелковые трусы и майку), — все это устроено именно так и с той главной целью, чтобы не было никакой возможности понять, где кончается бизнес и начинается государство, где прибыли, а где социалка, когда чиновник — чиновник, когда общественный деятель, а когда бизнесмен.
Весьма полезно вспомнить и предысторию объявленного сегодня Большого Спортивного Проекта. Мысль о необходимости специального спортивного канала была сообщена телевизионной России (клон «Единой России», сидящий перед телевизорами) ровно в тот момент, когда министр Лесин не вполне законно отключил от эфира березовско-киселевское ТВ6. Перекоммутировав на 6-ю кнопку кабельный канал «НТВ плюс Спорт», ловкий министр имел в виду компенсировать обществу отключение популярного ТВ6. Тогда же спорт был объявлен политическим приоритетом.
Не в свободе слова, мол, о которой твердили оппозиционеры и демократические отщепенцы, возрождение России, а в спорте.
Этот оттенок пропагандистской спецоперации, лежавший тенью на самом рождении государственной мысли о спортивном телеканале, предопределил регистр дальнейших чиновно-государственных высказываний и усилий по возрождению России посредством спортивного телевидения.
Что, однако, есть такое спорт в современном буржуазном обществе? Спорт есть гигантская индустрия, род шоу-бизнеса, выполняющий к тому же определенные социально-политические функции. В частности, канализирующий буржуазный гражданский патриотизм. Патриотизм, который есть одновременно шоу и бизнес. Релаксация и потребление, а не мобилизация и аскеза.
С чисто внешней стороны пропаганда и шоу-бизнес суть практически одно и то же.
Это технологии организации массовых народных переживаний, необходимых для симуляции национального единства и сознания гражданской идентичности.
~ Есть, однако, одно существеннейшее отличие. В случае пропаганды заказчиком выступает государство, а потребителем — те самые массы. В то время как в варианте шоу-бизнеса заказчиком и потребителем являются сами массы. Соответственно, пропаганда оказывается механизмом изъятия из казны денежных средств, в то время как шоу-бизнес — процветающей индустрией, большим и прибыльным рынком, преумножающим общенациональное богатство.
Родимое пятно пропаганды, лежавшее при самом возникновении государственной мысли о российском спортивном телеканале, непосредственно отразилось в коммерческой и организационной структуре фетисовско-лесинско-добродеевского детища. А вся эта история есть лишь очередная новелла, демонстрирующая, в чем, собственно, отличия патерналистского нелиберального государства по сравнению с государством либеральным. Первое, т. е. государство нелиберальное, вынуждено вкладывать деньги в обеспечение даже тех элементарных социальных потребностей, которые в государстве либеральном люди с удовольствием (!) оплачивают сами.