Хищения на Виноградной улице

Росфиннадзор выявил финансовые нарушения при строительстве олимпийских объектов в Сочи на 7 млрд рублей

Рустем Фаляхов 13.08.2013, 21:13
Росфиннадзор выявил финансовые нарушения при строительстве олимпийских объектов Артур Лебедев/ИТАР-ТАСС
Росфиннадзор выявил финансовые нарушения при строительстве олимпийских объектов

Очередные финансовые нарушения на олимпийской стройке в Сочи выявил Росфиннадзор. Завышение сметы строительства, оплату невыполненных работ и нецелевое использование бюджетных средств на 7 млрд рублей провернуло федеральное казенное учреждение «Черноморье», специализирующееся на строительстве и ремонте дорожной инфраструктуры Большого Сочи. Нарушители отделались штрафами и выговорами. И нет уверенности, что дело закончится уголовным преследованием, отмечают эксперты.

Росфиннадзор проверил использование бюджетных средств за 2009–2012 годы и пять месяцев этого года, выделенных на строительство объектов транспортной инфраструктуры в рамках программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи. Контрольное мероприятие проводилось в федеральном казенном учреждении «Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства» (ДСД «Черноморье»). Учреждение выполняет функции госзаказчика в регионе Большого Сочи.

Выявлены финансовые нарушения на 6,828 млрд рублей, сообщил во вторник Росфиннадзор на своем официальном сайте.

Всего из федерального бюджета на программу строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта было выделено 16,8 млрд рублей.

Росфиннадзор входит в структуру федеральных органов исполнительной власти и находится в ведении Минфина, контролирует расходование средств госбюджета.

По данным контрольного ведомства, «Черноморье» завышало расценки на произведенные работы и оплачивало бюджетными деньгами неоказанные услуги. Перерасход средств по этой статье составил 465,5 млн рублей.

Еще почти 27 млн рублей было направлено на оплату расходов по охране олимпийских объектов, не вошедших в перечень особо охраняемых олимпийских объектов. Иными словами, охранять эти объекты собственник должен был за счет собственных средств, а не бюджетных.

Большую часть средств казенное учреждение использовало неэффективно. При выполнении контракта стоимостью 1,1 млрд рублей 157 млн потрачены на оплату работ, в которых использовались материалы, не соответствующие требованиям госконтракта и технической спецификации.

В 5 млрд рублей оцениваются случаи оплаты работ, выполненных с изменением условий госконтрактов без проведения повторной экспертизы проектной документации, завышения начальной (максимальной) цены контракта за счет включения в смету одних и тех же видов работ, невзыскания неустойки за несвоевременное выполнение работ по заключенным госконтрактам.

По фактам нецелевого использования средств бюджета Росфиннадзором составлены протоколы об административных правонарушениях, взысканы штрафы. Материалы проверки направлены в Следственный комитет и Министерство внутренних дел РФ.

Росфиннадзор обнародовал результаты проверки одного из основных заказчиков строительства автодорог в Краснодарском крае после совещания о ходе подготовки к XXII Олимпийским играм, которое провел 7 августа в Сочи премьер Дмитрий Медведев. Ходом строительства он остался доволен. Но подготовку к Играм транспортной инфраструктуры раскритиковал.

«Слушайте, а дорогу-то когда сделают вот эту основную, которая по территории Сочи проходит?» — спросил премьер представителей транспортной отрасли. Ему ответили, что приложат все усилия, чтобы завершить строительство в ноябре этого года. Олимпиада стартует через два месяца — 6 февраля 2014 года.

Медведев выразил надежду, что дорожники успеют в срок проложить и основную дорогу, и дублер.

«Я иногда сам сажусь за руль… Честно говоря, эта дорога не годится ни для Сочи, ни вообще для любого нормального города. Периодически у нее ужасное состояние. Просто ужасное», — возмутился Медведев, добавив, что такую дорогу стыдно иметь крупному курорту, не говоря уже про Олимпиаду.

Основная дорога, которая проходит по территории Сочи, как выразился премьер, — это Курортный проспект, он упирается в улицу Виноградную, а та переходит в Инжирную, на которой расположен один из охраняемых въездов в сочинскую резиденцию президента Бочаров Ручей.

Судя по всему, по этой дороге лично за рулем и катался премьер — от резиденции Путина до Красной Поляны с ее олимпийскими объектами.

И Курортный проспект, и улица Виноградная имеют всего две полосы движения и хронически перегружены. И в будни, и в праздники, и зимой, и летом здесь выстраиваются километровые пробки. Дублер Курортного проспекта и развязку на Виноградной строит и ремонтирует ДСД «Черноморье», деятельность которого проверил Росфиннадзор.

Строительство олимпийских объектов не первый год сопровождается чередой скандалов. На прошлой неделе был арестован ключевой фигурант дела о хищении средств в ходе строительства олимпийских объектов в Сочи — Станислав Хацкевич, экс-глава «Красной Поляны». Ему предъявлено обвинение по ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями). Максимальный срок наказания по этой статье — до 10 лет тюрьмы, учитывая политическую составляющую олимпийского проекта.

По версии следствия, Хацкевич был подельником скандально известных братьев Билаловых. Магомед Билалов возглавлял Национальный банк развития бизнеса, он является братом экс-главы «Курортов Северного Кавказа» (КСК) Ахмеда Билалова. Братья находятся сейчас за пределами России.

Более 1 млрд рублей, полученных в 2011 году от Сбербанка России по договорам долевого участия в строительстве, «Красная Поляна» разместила под 4—7% годовых на вкладах в Национальном банке развития бизнеса, главой которого был Магомед Билалов. Средства, полученные от Сбербанка, не направлялись на строительство олимпийских объектов. «Красная Поляна» заключила с рядом аффилированных с Билаловым структур договоры займа на заведомо невыгодных условиях и получила выданные Сбербанком деньги обратно, но уже под 12,5% годовых. Доход, полученный в виде процентов от средств, выделенных на строительство олимпийских объектов, составил более 45,5 млн рублей, утверждают следователи.

Автомобильные дороги являются одним из самых затратных из строительных объектов, с очень широко трактуемыми техническими допусками, отмечают эксперты. «По этой причине финансовые нарушения при реализации инфраструктурных проектов давно никого не удивляют», — говорит Сергей Ковжаров, управляющий активами финансовой компании AForex.

Причиной злоупотребления в области олимпийского строительства является прежде всего сговор между фактическим заказчиком и исполнителем работ, направленный на завышение сметы и «освоение бюджетных средств», отмечает Илья Левин, научный сотрудник Института Гумбольдта (Берлин).

Злоупотребления возможны также ввиду отсутствия эффективных и прозрачных инструментов контроля за расходованием бюджетных средств, отмечает Левин. «Что касается законодательных норм… В большинстве своем они регулируют исключительно саму процедуру госзакупки, но предоставляют чиновникам большую свободу при выборе исполнителя госзаказа», — говорит он.

Нет уверенности в том, что нарушениям, которые выявлены Росфиннадзором, будет дан ход, считают эксперты. «Несмотря на то что факт выявления Росфиннадзором неправомерного расходования госсредств является достаточным основанием для возбуждения уголовного дела, его могут и не возбудить. Это масштабная стройка, растянутая во времени, с огромным количеством юрлиц, подрядчиков, в связи с чем конечного виновного найти вряд ли представится возможным», — говорит Михаил Кюрджев, партнер, руководитель практики сопровождения сделок с недвижимостью юридического бюро DS Law.