«Газпром нефть» и британо-нидерландская Royal Dutch Shell планируют совместно осваивать российский арктический шельф. Соответствующее рамочное соглашение компании намерены подписать в ходе визита президента России Владимира Путина в Нидерланды, который состоится 8 апреля. Об этом сообщает в четверг агентство «Прайм» со ссылкой на источник в Кремле.
В компаниях от комментариев отказались.
Сейчас на шельфе имеют право работать только две российские компании — «Газпром» и «Роснефть».
И «Роснефть» активно привлекает к сотрудничеству иностранных партнеров (американская ExxonMobil, итальянская Eni и норвежская Statoil уже подписали соглашения с «Роснефтью», ведутся переговоры с китайскими и японскими компаниями).
Но и «Газпром нефть» рассчитывает стать полноправным участником освоения шельфа. Планируется, что именно «Газпром нефть» будет заниматься разработкой Приразломного месторождения, лицензия на которое принадлежит «Газпрому». Месторождение располагается на шельфе Печорского моря — в юго-восточной части Баренцева моря, в 60 км от берега (поселок Варандей). Его запасы составляют 72 млн тонн, прогнозная добыча — 6,6 млн тонн в год.
«Газпром нефть» намерена разрабатывать и Долгинское месторождение (в центральной части Печорского моря, запасы оцениваются более чем в 200 млн тонн). В марте компания сообщала, что ее «дочка» «Газпром нефть — Сахалин», выступающая оператором проекта, законтрактовала в его рамках самоподъемную буровую установку.
Первый замглавы «Газпром нефти» Владимир Яковлев ранее заявлял, что компания также может стать оператором трех участков в Печорском, Карском и Чукотском морях, заявки на которые подал «Газпром».
На эти же участки претендует «Роснефть».
«Если «Газпром нефть» будет допущена на шельф наравне с «Роснефтью» и «Газпромом», то сотрудничество с Shell, вероятно, будет строиться по схеме работы «Роснефти» с ExxonMobil, Eni и Statoil: иностранный партнер возьмет на себя финансирование геологоразведки», — комментирует аналитик ИФД «Капитал» Виталий Крюков.
Но здесь возникает вопрос конкуренции между двумя госкомпаниями. Эксперт напомнил, что в «Роснефти» уже выражали сомнения, что «дочка» «Газпрома» соответствует всем критериям для работы на шельфе. «Одни и те же участки шельфа могут стать предметом борьбы между «Роснефтью» и «Газпром нефтью», —- говорит аналитик.
Эксперты сомневаются, что «Газпром нефть» справится с освоением шельфа. Источник в одной из российских нефтегазовых компаний напоминает, что Приразломное месторождение открыто 20 лет назад, а добыча на нем еще не началась.
Самый ранний срок начала разработки Приразломного — осень 2013 года.
В сентябре 2012 года «Газпром» принял решение отложить начало добычи на год, это было сделано из природоохранных соображений. Этому решению предшествовала акция группы активистов Greenpeace — они практически штурмовали буровую платформу. В «Газпром нефть шельфе» (структура «Газпрома», владеющая лицензией на Приразломное) тогда говорили, что представители организации нарушили 500-метровую навигационную зону безопасности морской платформы «Приразломная» и при помощи альпинистского снаряжения «повисли» за ее бортом. Им было предложено подняться на платформу для проведения конструктивного диалога. Они отказались, сказав, что «будут висеть на платформе». Все работы на платформе, тем не менее, осуществлялись по плану.
Как говорили потом в Greenpeace, после этой акции Минприроды заняло жесткую позицию в отношении проекта. Инспекция Ростехнадзора в 2012 году выявила на Приразломном восемь нарушений, не позволяющих начать бурение, глава МПР Сергей Донской, по словам экологов, лично пообещал, что к проекту будет проявлено особо пристальное внимание.
Руководитель программы по экологической политике ТЭК Всемирного фонда дикой природы (WWF) Алексей Книжников говорит, что дело не в «Газпром нефти».
«Сегодня вообще нет технологий, позволяющих ликвидировать разливы нефти на арктическом шельфе, — пояснил он. — По Приразломному мы проводили моделирование по многим сценариям, вывод: территория под угрозой загрязнения».
Книжников напомнил, что Shell из природоохранных соображений приостановила ряд проектов на шельфе Аляски, причем в эти проекты компания уже успела вложить около $5 млрд. «В этом свете участие Shell в российских шельфовых проектах выглядит нелогично, если только компания не намерена прибегнуть к двойным стандартам, рассчитывая на то, что в России экологические требования ниже, чем в США», — резюмирует Книжников.