Mail.ru идет на «ВКонтакте»

HSBC: компания Mail.ru может купить контроль над «ВКонтакте»

Интернет-корпорация Mail.ru Group аккумулирует более $3 млрд свободных средств от продажи долей в Facebook, Zynga и Groupon. Часть денег может пойти на выкуп контроля над социальной сетью «ВКонтакте», указывают аналитики банка HSBC. И едва ли сделка будет носить дружественный характер.

Mail.ru Group может увеличить долю в социальной сети «ВКонтакте», считают аналитики банка HSBC, называя потенциальную сделку возможным источником роста акций Mail.ru. Сценарий описан в отчете «Российские медиа: онлайн-натиск» (Russian media – Rushing online).

Деньги на сделки (в том числе в формате враждебного поглощения, оговариваются эксперты) у интернет-компании будут.

Аналитики банка полагают, что Mail.ru может привлечь средства в ходе первичного размещения акций соцсети Facebook в 2012 году, если реализует принадлежащий ей пакет.

Сейчас Mail.ru владеет 2,3% акций Facebook, 1,4% в Zynga Game Network Inc., 4,6% в Groupon Inc.
«При оценке Facebook в $100 млрд, а также текущей оценке производителя игр для социальной сети Zynga и скидочного сервиса Groupon, объем активов, который может быть продан, составит 50% от капитализации Mail.ru, — говорится в отчете HSBC, — Если все запланированные продажи реализуются, объем наличных средств Mail.ru может составить практически 60% от стоимости акционерного капитала компании».

Текущая рыночная оценка Mail.ru — $5,6 млрд. Средний рост Mail.ru Group оценивается аналитиками в 20% ежегодно.

Зарубежные активы компании, которые могут быть реализованы, находятся в юрисдикциях с льготным налогообложением, что обеспечит Mail.ru поступление большей части вырученных от продажи денег.

Собственные средства Mail.ru на конец 2011 года составили около $350 млн, напоминают в HSBC.

Если к ним добавить доли в Facebook, Zynga и Groupon, то объем наличных средств составит около $3,4 млрд – 58% от текущей капитализации компании.

Наличные средства могут дать возможность для реализации определенных возможностей на рынке, отмечают аналитики, не исключая и враждебного поглощения. «Мы считаем, что перевод трех миноритарных пакетов в наличные средства окажет сильный позитивный эффект на акции компании», — считают в HSBC.

«ВКонтакте» является самым желанным активом в сфере соцсетей на российском рынке, и мы считаем, что его консолидация имеет потенциал для ускорения темпов роста (хотя в ближайшее время этого не произойдет)», — отмечается в отчете.

В пресс-службе Mail.ru отказались от комментариев. С представителем «ВКонтакте» оперативно связаться не удалось.

В начале марта 2011 года генеральный директор Mail.ru Group Дмитрий Гришин заявлял о планах компании довести долю в капитале «ВКонтакте» до 100%. «Стратегически для нас правильно приобрести контроль в социальной сети, а лучше даже выкупить все 100%», — подчеркнул Гришин в интервью Forbes.

Это предложение не нашло понимания у основателя социальной сети Павла Дурова. «ВКонтакте» — независимая компания, у которой свой долгосрочный курс и своя миссия. Миноритарная доля «ВКонтакте», которая принадлежит Mail.ru Group, не дает Mail.ru Group возможности влиять на стратегию «ВКонтакте». Доля «ВКонтакте» в составе Mail.ru Group может являться лишь финансовой инвестицией, и планов по интеграции на уровне сервисов, управления или продажи рекламы между проектами Mail.ru Group и «ВКонтакте» не существует», — ответил тогда Дуров.

В июне «ВКонтакте» начала переговоры с инвестиционными банками по вопросу подготовки к первичному размещению акций на Нью-Йоркской бирже в 2012 году. IPO, как заявляли аналитики, должно стать для основателей сети альтернативой продаже своего бизнеса Mail.ru.

«Если Mail.ru Group увеличит долю во «ВКонтакте», корпорация, у которой уже есть «Одноклассники» и «Мой мир», будет контролировать рынок социальных сетей», – отметила аналитик «Тройки-Диалог» Анна Лепетухина.

«Едва ли Дуров продаст долю во «ВКонтакте», — заметил ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. «Не знаю, что для этого должно случиться. В России покупать нечего, поэтому наличные средства частично могут быть потрачены на зарубежные компании, частично на развитие», — говорит он.

Аналитик Rye, Man & Gor Securities Ксения Арутюнова говорит, что Mail.ru целесообразнее держать небольшие пакеты в нескольких зарубежных компаниях, «чем продавать их ради покупки одной».
«Это правильный стратегический ход. С учетом дохода Mail.ru от разных онлайн-игр, актуальности скидок и купонов, не вижу причин, чтобы реализовывать их пакеты», — отмечает специалист.