Электронные деньги ждут банковских гарантий

Банки интересуются интернет-платежами

Павел Лебедев 19.04.2008, 12:57

Банки выходят на рынок электронных платежей. Пока «электронными деньгами» интересуются небольшие кредитные организации, но эксперты ожидают прихода на этот рынок лидеров банковского сектора.

Российская медиагруппа «РБК Информационные системы» объявила о приобретении системы электронных платежей Rupay. На первом этапе РБК приобрела 20% акций Rupay с опционом на увеличение доли до 51% в течение трех лет, сумма сделки, по условиям соглашения, не раскрывается.

Цель сделки — создать универсальную систему интернет-платежей с использованием инфраструктуры РБК Банка, приобретенного в конце 2007 года. Под единой торговой маркой RBK Money компания хочет предложить своим клиентам платежные сервисы, в основе которых лежит объединение электронных платежей и банковских услуг.

Сейчас Rupay обслуживает около 250 тыс. российских интернет-пользователей и около 6 тыс. интернет-магазинов. По разным данным, компания занимает от 3% (ИК «Финам») до 5% (Cnews Analytics) российского рынка интернет-платежей. Одно из технологических преимуществ Rupay в том, что для своей работы она не требует установки на компьютер дополнительных программ.

Лидерами российского рынка являются системы онлайн-платежей «Яндекс.Деньги» и Webmoney (у последней более 5 млн пользователей), сообщил «Газете.Ru» директор пресс-службы ИК «Финам» Владислав Кочетков. С ним соглашается и аналитик iKS-Consulting Елена Крылова.

По оценкам «Финама», общий объем рынка достигает $12–15 млрд, при этом темпы роста составляют не менее 100% в год. По оценкам РБК, в 2007 году оборот пяти крупнейших российских систем электронных платежей, контролирующих более 85% объема рынка, увеличился на 130% и составил $16 млрд.

Но стоит отметить, что этот рынок непрозрачен — его анализ затруднен тем, что большинство компаний не раскрывают информацию о количестве пользователей и объеме сделок.

Кочетков из «Финама» считает, что сделка РБК с Rupay будет выгодна обеим компаниям из-за того, что Центральный банк (ЦБ) намерен запретить платежным системам проводить сделки на крупные суммы. В виду этого эксперт считает логичным приход в сектор онлайн-платежей банковского бизнеса.

В РБК с этим согласны и считают, что рост популярности систем, интегрированных с платежными продуктами банков, — общемировая тенденция.

В пример в РБК приводят американскую систему электронных платежей PayPal (более 164 млн пользователей), объем платежей которой в четвертом квартале 2007 года составил $14 млрд.

Крылова из iKS-Consulting настроена более осторожно. По ее данным, ЦБ не намерен запрещать деятельность платежных систем, но собирается ввести лицензирование данного вида деятельности.

Следует отметить, что сейчас в России интернет-платежи никак не регулируются, а платежеспособность «электронных денег» не гарантируется государством. Это приводит к тому, что «электронные деньги» не рекомендуется использовать для осуществления крупных платежей или для накопления. Однако после прихода на этот рынок крупных игроков он неизбежно станет более цивилизованным.