Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Страховщику проще взыскать деньги с водителя, чем с государства»

Коллекторы подсчитали долги российских водителей страховщикам

Долги российских водителей перед страховыми компаниями по выплатам за ОСАГО и каско составляют около 15,5 млрд рублей. Эти деньги автомобилисты оказались должны страховщикам из-за того, что лимита их страхового полиса оказалось недостаточно для покрытия ущерба после ДТП. Эксперты говорят, что претензии страховщиков могут быть сильно завышены, а система устроена так, что доказать свою невиновность у водителя почти нет шансов.

Свежие данные о задолженности водителей перед страховщиками опубликовало в своем аналитическом обзоре коллекторское агентство «Национальная служба взыскания» (НСВ). По его оценкам, только с января по сентябрь 2013 года долги российских водителей перед страховыми компаниями, возникшие за ущерб в ДТП, составили 15,5 млрд рублей.

Водитель оказывается в должниках, когда размера покрытия его страхового полиса не хватает для компенсации ущерба. Так, в настоящее время максимальный лимит выплаты по ОСАГО при условии, что в ДТП пострадали только машины, составляет всего 120 тыс. рублей. То есть владелец такого полиса, например, став виновником аварии с ущербом другому водителю на сумму 1 млн 880 тыс. рублей, должен будет заплатить из своего кармана владельцу пострадавшей машины или любому, кто по договору получит право требовать эту задолженность.

То же самое касается добровольного страхования — каско. Сумму, которую страховщик выплатил своему клиенту, он может потом востребовать у второго участника ДТП.

В 80% случаев споры удается урегулировать в досудебном порядке.%

Если сделать это не удается, то страховые компании обращаются в коллекторские агентства, перекладывая на них проблему получения выплат с водителей. По оценкам НСВ, в 2013 году страховые компании передадут коллекторам неурегулированных споров на общую сумму около 5 млрд рублей. Сами агентства работают за конкретный результат, то есть оставляют себе определенный процент от взысканных денег.

В НСВ отмечают, что образование подобных долгов перед автостраховщиками для подавляющего большинства водителей остается малопонятной процедурой и вина за это лежит на самих страховых компаниях.

«Если задолженность по кредиту либо за услуги ЖКХ часто вызывает у должника возражения, но, как правило, не оспаривается в принципе, то долг по суброгации и регрессу (страховые выплаты, наступившие в результате ДТП. — «Газета.Ru») чаще всего для должника является «сюрпризом», — отмечается в обзоре. —

Это серьезная проблема, причины которой кроются в плохой информированности страхователей еще на этапе приобретения страхового полиса».

При этом страховщики при продаже полисов часто не информируют о возможности расширить лимит ОСАГО, избавив себя от лишних проблем. За относительно небольшую сумму можно в разы увеличить лимит покрытия полиса.

«Страховые компании ничего не разъясняют людям. Они очень часто просто не знают, что, в случае чего, их 120 тыс. может не хватить и тогда им придется доплачивать разницу из своего кармана, — говорит юрист в сфере автострахования Антон Басин. — Водители нередко полагают, что, купив самый дешевый полис ОСАГО, они тем самым решают все проблемы. Это не так. Но я думаю, они бы с радостью покупали бы расширение, если бы им все грамотно разъяснили».

Согласно сложившейся практике, покрывать убытки страховщиков в России приходится водителям.

И это при том, что, по статистике ГИБДД, 20% аварий происходит из-за неудовлетворительного состояния дорожного покрытия. Только с января по сентябрь 2013 года в России из-за этого произошло почти 40 тыс. серьезных аварий, в которых погибли более 5 тыс. человек.

Однако на практике отвечать в любом случае приходится водителю.

«Страховщики даже не судятся с дорожниками, потому что прекрасно понимают, что доказать их вину будет очень сложно, — считает президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников. --

Страховщику куда проще взыскивать деньги с человека, чем с дорожной компании, тем более государственной. Никто не хочет портить отношений, мало ли чем это аукнется. Да и сама система устроена так, что шансы на удовлетворение требований к государству у нас куда меньше, чем к водителю. Страховщики все это прекрасно знают, поэтому из-за чего бы ни произошла на самом деле авария, отвечать придется водителю».

Он отметил, что если статистика ГИБДД и может отражать реальные причины аварий, то на практике, в протоколах с места ДТП, это почти никогда не указывается. «Никто не напишет, что ДТП произошло из-за неисправности транспортного средства, — говорит эксперт. — Для этого нужна сложная экспертиза. То же самое с дорогой — нужно все замерять, составлять акты, что-то делать, в общем. Да и дорожники у нас это понимают хорошо. Если бы знали, что за свою работу им пришлось бы отвечать деньгами, дороги бы у нас совсем другие были.

Поэтому из этих 15,5 млрд можно смело пятую часть отдать дорожникам».

С Тюрниковым согласен Антон Басин:

«Страховая компания всегда оценивает, с кого проще получить деньги. Даже если по документам видно, что есть вина дорожников, но ГИБДД и прочие службы ничего не расследовали по этому вопросу, то выставляют счет водителю. Потому что страховщик понимает, что без большого числа документов или если компании уже не существуют, получить что-то будет нереально. Поэтому с простым гражданином все проще».

При этом Басин отмечает, что бывают случаи, когда ущерб по ДТП выставляется и юридическим лицам, но такие ситуации встречаются нечасто.

Эксперты подчеркивают, что, если водителю все-таки предъявили претензию, у него есть все шансы снизить ее стоимость самостоятельно. «Далеко не все, что требуют заплатить, нужно платить. Очень часто эти оценки ущерба сильно завышены. Важно уметь защищать свои права, идти к юристам, — говорит Тюрников. — Можно связаться со страховой и предложить ей выплатить всю сумму сразу при условии ее определенного снижения. Они ведь тоже не горят желанием судиться. Еще один способ — независимая экспертиза во время судебного разбирательства. Оценка ущерба у страховых компаний часто очень завышена, и снизить ее в несколько раз вполне реально».

«Водителям стоит внимательнее подходить к проблеме автострахования, спрашивать страховщиков о дополнительном ОСАГО, — считает Басин. — Гражданам надо повышать культуру автострахования. Пока этого нет, будут и такие многомиллиардные долги».

«У нас очень большой процент граждан действительно не хочет добровольно оплачивать ущерб, который оказался выше, чем лимит по его страховому полису, — заявил «Газете.Ru» вице-президент «Ингосстраха» Илья Соломатин. — Даже если такие вещи предъявляются обоснованно, то люди все равно с трудом это все воспринимают. Поэтому приходится обращаться в коллекторские агентства».

По его словам, все претензии всегда предъявляются к водителям, потому что именно они являются субъектом для страховщика.

«С ним заключен договор страхования, к нему и претензии. Если авария произошла по вине дорожников, водителю ничто не мешает потом подать на них в суд и вернуть те же деньги, — считает Соломатин.

— Мы же не можем напрямую обратиться к тем же дорожным службам. Они не являются стороной договора. Предъявить дополнительные требования страховщик может только к причинителю ущерба, а не к тому, кто косвенно был виновником этого ущерба».

Новости и материалы
Врач предупредила, в каких случаях нельзя делать ринопластику
Представитель иранской армии призвал лидеров Запада не поддерживать Израиль
Блогер Хованский хочет отказаться от гражданства РФ
Ученые узнали, как тихоходки без вреда переносят экстремальные уровни радиации
В США заявили о необходимости прекратить военную поддержку Украины
Стало известно число подростков в России, которые состоят на профилактическом учете
Германия призвала Китай к активному участию в разрешении конфликта на Украине
Мошенники используют новую схему для доступа к «Госуслугам»
МИД Ирана предупредил Израиль о быстром ответном ударе
Ученые выяснили, откуда берутся колоссальные волны-монстры
Большинство россиян испортили отношения в семье из-за ремонта
В Крыму сочли уловкой идею Макрона об олимпийском перемирии
В Херсонской области изымают «лживую» украинскую литературу
Мощный взрыв произошел в Херсоне
14 человек задержали в Тбилиси на акции против закона об иноагентах
Гросси заявил, что большое количество урана не означает наличия у Ирана ядерного оружия
Гросси сообщил, что посетит Россию и Украину
В МАГАТЭ рассказали, есть ли на ЗАЭС тяжелые вооружения
Все новости