Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Видеозапись магически действует на инспектора ГИБДД»

Эксперт «Газеты.Ru» рассказал, как грамотно жаловаться в ГИБДД на автохамов и чем это может обернуться для автора заявления

Одним из действенных способов борьбы с водителями-нарушителями может стать гражданская солидарность добросовестных автомобилистов, которые сейчас сами могут жаловаться на нарушителей в ГИБДД. Координатор движения «синие ведерки» Петр Шкуматов рассказал «Газете.Ru», что нынешняя система обращения граждан в ГИБДД не слишком эффективна, а чтобы сделать ее по-настоящему сильным оружием в борьбе с хамством на дорогах, ее нужно значительно упростить.

— Петр, расскажи для начала, какие есть способы пожаловаться в ГИБДД на водителя-нарушителя?

— Есть два варианта. Первый, письменный, мне кажется более хлопотным. В этом случае нужно послать заявление и имеющиеся фото-видеоматериалы по почте в ГИБДД или лично принести их в дежурную часть одного из батальонов ДПС, где их должны зарегистрировать. Второй вариант, который на самом деле ничем не хуже, это послать обращение в электронной форме через сайт ГИБДД, где для этого есть специальный раздел. Я советую обращаться именно туда, это быстрее и проще. Там можно приложить ссылки на какие-то материалы, и таким образом их не придется записывать на отдельный носитель, чтобы приложить к обычному письму. Каждому электронному сообщению с некоторых пор приписывается индивидуальный номер, по которому всегда можно отслеживать его состояние.

— Обязана ли ГИБДД вообще отвечать на подобные обращения автомобилистов, и если да, то в какой срок?

— Да, они обязаны ответить не более чем за 30 дней.

Как правило, они делают это и обычным письмом, и в электронной форме, причем в последнем случае письмо приходит не всегда, так что в основном это бумажная переписка.

— А вообще, насколько сложна процедура такого обращения, сколько времени она занимает?

— Абсолютно никаких проблем там нет. У меня лично это занимает около двух минут, потому что я писал обращения не один раз, и браузер запоминает ранее введенные данные. Перед отправкой мне нужно всего лишь указать дату, время, место и обстоятельство правонарушения, а также госномер нарушителя.

— Нужно ли указывать паспортные данные?

— В обязательном порядке только ФИО, но можно указать еще свой домашний или рабочий адрес, чтобы они могли прислать ответ, а также телефон.

— А есть ли опасения, что мои личные данные, если я жалуюсь на кого-то, станут известны нарушителю?

— Увы, сейчас у нас действует норма Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), согласно которой нарушитель имеет право знакомиться со всеми материалами административного дела, в том числе и с исходным заявлением. И если в нем указан адрес или номер телефона, то он их увидит. Мне самому многие нарушители звонят, не угрожают, но, скажем так, разговаривают за жизнь.

— Получается, что для того, чтобы гарантированно избежать неприятных звонков, лучше ограничиться полным именем и больше в заявлении ничего не писать?

— Да, в этом случае еще можно дать адрес электронной почты, чтобы был шанс получить хоть какой-то ответ. Хотя лично я всегда оставляю все свои данные вместе с номером телефона.

— Насколько такие жалобы эффективны в борьбе с автохамами и нарушителями ПДД? Можно ли надеяться на реальное наказание для нарушителя?

На самом деле сейчас эта мера не очень эффективна.

Каждое обращение запускает большое количество бюрократических процедур. Они открывают административное дело на нарушителя, потом вызывают собственника машины повесткой, и часто все это так затягивается, что срок давности по административным правонарушениям, который составляет 60 дней с момента правонарушения, проходит. И тогда нарушитель остается безнаказанным. Поэтому практика таких обращений не приводит к наказанию большинства водителей-нарушителей. Часто они или выкидывают эту повестку, или не получают ее вовсе, в общем, тянут время как могут. Поэтому уйти от ответственности при нынешнем порядке совсем нетрудно.

— Но если все происходит так медленно, то что пишут в своем ответе, который должен быть дан в течение 30 дней, сотрудники ГИБДД?

— Они информируют о том, что административное дело возбуждено. А потом они уже присылают уведомление о результате, и, как правило, это истечение сроков давности. Но отказываться от этой практики все равно не стоит – чем больше заявлений будет в ГИБДД, тем быстрее будет принято решение о рассмотрении таких заявлений в упрощенном порядке, как будто это автоматическая камера фиксации правонарушений, по которым административное делопроизводство идет очень быстро. Тем более что по закону у нас есть такая возможность.

— Что вы имеете в виду?

— В КоАП написано, что упрощенная форма наказания, то есть формирование электронного постановления, или «письма счастья», может применяться в двух случаях: когда нарушение зафиксировали специальные средства, допустим, камера фиксации «Стрелка», и когда нарушение зафиксировано средствами фото-, видео- или киносъемки. Это очень важно, в законе такой порядок прописан, просто он не используется.

— То есть, если существует запись, можно выбрать упрощенный вариант?

— Да, но после подачи простого заявления таким способом воспользоваться нельзя. При наличии подтверждающей записи по закону они обязаны выписывать такое постановление в упрощенном режиме.

— Если человек отправляет жалобу по электронной почте, ему нужно будет потом самому куда-то идти и лично где-то присутствовать?

— В ГИБДД обычно только изредка вызывают. Раньше заявителей вызывали всегда, и это было связано с очевидными трудностями для заявителя – надо отпроситься с работы, приехать и отстоять в очереди – это реальная морока, и никто этим заниматься не хотел. Сейчас все гораздо проще.

— Иначе говоря, эта процедура постепенно шлифуется?

— Да, совершенно верно. Главное тут – не останавливаться и не говорить, что, поскольку сейчас это зачастую бесполезно, мы ничего делать не будем. Нужно активно вовлекать людей в эти действия. Понятно, что не все нарушения могут быть зафиксированы на фото и видео. Я противник фиксации на видео нарушений парковки под знаком. Когда человек стоит на зебре или остановке общественного транспорта, я считаю, что нужно штрафовать, а если человек стоит под запрещающим знаком и причины такого поведения неясны — я считаю, что делать этого не нужно. На видеорегистратор можно и нужно фиксировать только опасные нарушения: встречка, обочина, красный свет, не пропустил пешеходов, езда по разделительной полосе – такие нарушения, которые во многих случаях приводят к пробкам или вообще ДТП со смертельным исходом. Этот опыт еще даст о себе знать. Всего три года назад ГАИ вообще не реагировала на наши обращения.

— А когда они начали это делать?

— Когда мы вместе с «ведерками» начали ездить с видеорегистраторами: по понятным причинам нас тогда стали «прессовать». В объектив регистратора попадало множество нарушений чиновников. Мы их выкладывали в сеть и даже стали писать на них заявления в ГАИ, но никакой реакции не было, они нам даже не отвечали. Даже бумажного ответа не было.

Примерно в 2011 году Данила Линдэле (экс-координатор «синих ведерок», а сейчас помощник депутата Ильи Пономарева. — «Газета.Ru») сделал прекрасную вещь – он собрал нарушения депутатов, министров, всяких кинозвезд, музыкантов, очень известных людей и написал на них всех заявление в ГАИ. Поскольку эта история получила огласку, то гаишники были вынуждены отреагировать.

После этого практика самостоятельных обращений граждан стала более распространенной. Сейчас мы пришли к тому, что нужно сделать небольшой шаг, и вместо этого административного расследования и всей бюрократической волокиты просто выписываются «письма счастья» нарушителям. Еще раз повторю — так прописано в законе. Они оформляют бумажные постановления, а должны оформить его в виде электронного документа, подписать его цифровой подписью, распечатать и направить собственнику автомобиля по почте.

— Люди жалуются на всех подряд, в том числе на сотрудников ГИБДД. Может, на какие-то жалобы реагируют менее охотно, или в целом отношение вполне объективное: нахамил – тебя накажут?

— Если есть фото или видео, то гаишники даже на разбирают, кто нарушил, депутат или нет — неважно. Они просто действуют по закону. Видеозапись магически действует на инспектора – если есть третья сторона, которая независимо зафиксировала нарушение, и есть запись, то никаких вопросов у гаишников не будет. В исключительных случаях они могут затянуть дело, но если случай вопиющий, то они могут даже караулить водителя у подъезда, чтобы добиться дачи объяснений. Такие случаи тоже были, даже на Рублевке — из-за езды по разделительной полосе.

Новости и материалы
В Воронежской области отменили опасность атаки беспилотников
Марочко заявил об уничтожении базы наемников, готовивших теракты в Белгородской области
Глава минобороны Южной Кореи заявил, что не может дать оценку «резни в Буче»
На Украине увидели истребитель МиГ-29 с французской высокоточной бомбой
В Приамурье спасатели начали искать пропавших под завалами на руднике людей
Украинские беспилотники уничтожены над Белгородской и Воронежской областями
Движение грузовиков по Военно-Грузинской дороге приостановлено
В Пакистане произошло землетрясение
Куба сделает прием карт «Мир» обязательным условием для работы всех заведений
Глава «европейских левых» заявил, что пришло время для переговоров по Украине
Российские войска сбили ударный вертолет ВСУ на Артемовском направлении
В Госдуме назвали возможные сроки перехода на прогрессивную систему налогообложения
Вертолет МЧС вылетел для эвакуации спасенных туристов на Камчатке
В Армении заявили о начале демаркации границы с Азербайджаном
Москвичам рассказали о погоде во вторник
США обеспокоены развитием связей Нигера с Россией и Ираном
Ветра с Ледовитого океана принесут сильное похолодание в регионы РФ
Стало известно, сколько получают командиры российских подлодок
Все новости