Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Гаишникам подбросили трупов

В 2009 году увеличится статистика смертности на российских дорогах

ИТАР-ТАСС
В 2009 году возрастет статистика смертности на российских дорогах. Правительство продлило срок, во время которого умершие раненые считаются жертвами аварии с 7 до 30 дней. Новая, европейская система подсчетов на треть увеличит число жертв ДТП.

С Нового года в России изменяются правила учета смертности в дорожно-транспортных происшествиях. Теперь граждане, умершие в больнице течение 30 суток после дорожной аварии, будут считаться погибшими в автомобильной катастрофе. Сейчас человека признают погибшим в ДТП, только если он скончался на месте происшествия либо в течение 7 дней после аварии. «Это нововведение необходимо для того, чтобы вести наиболее полный и четкий учет последствий аварий», – рассказал «Газете.Ru» бывший глава ГАИ России, член Совета федерации, сенатор от Карелии Владимир Федоров. По его словам, принятия этого постановления в Совете ждали давно. С 1972 года в России было принято учитывать смерть от ДТП только в течение 7 суток. По словам сенатора, теперь российские нормативы будут соответствовать европейским нормам учета смертности, где уже давно перешли на больший срок, а в США такой период длится в течение одного года после аварии. Сенатор уверен, эти изменения не должны сказаться негативно на статистике смертности ГИБДД.

«Основное количество жертв ДТП приходится на первые сутки после аварии», — заметил он.

Схожей позиции придерживаются в Центральном институте травматологии и ортопедии им. Н. Н. Приорова. Там «Газете.Ru» пояснили, как правило, если в тяжелых авариях наступает смерть, то чаще всего это происходит в течение недели. «Либо усилиями врачей удается спасти и поддержать жизнь больного, но в дальнейшем его организм не выдерживает и он умирает, – заметил собеседник. – Впрочем, случается, что впавшие в кому люди погибают и после 7 дней».

Врачи не всегда точно могут определить причину смерти человека. «Этот вопрос не простой и уже давно обсуждается», — рассказал «Газете.Ru» замдиректора по научной работе Научно-практического центра экстренной медицинской помощи Леван Стажадзе. По его словам, сейчас вся статистика по умершим в авариях стекается в Минздрав и там определяют, что именно относится к смерти после ДТП. «В этом вопросе не всегда легко определить причину смерти, то ли это несовместимые с жизнью последствия наезда «КамАЗа», то ли жировая эмболия (нарушение местного кровоснабжения – «Газета.Ru»)», — заметил доктор.

Сейчас в России статистику по авариям ведут два ведомства – ГИБДД и Минздрав.

Источник в Центральном институте травматологии и ортопедии не исключает, что принятие поправок в правила учета ДТП в первую очередь связано с внутренними взаимоотношениями между двумя этими ведомствами. «Это в первую очередь количество смертей, которое предполагает ответственность, очевидно, из-за нее и принято это решение», — предположил собеседник.

Косвенно эту мысль подтверждают и заявления представителей Минздрава о том, что милицейская статистика не показывает реальной картины аварийности на дорогах страны. Так, в 2004 году замминистра здравоохранения Виктор Корбут сделал заявление, в котором заметил, что статистика ГАИ не учитывает людей, скончавшихся в больнице от полученных травм через некоторое время после ДТП. Врачи же вносят в свою статистику всех умерших от повреждений, полученных в автомобильных авариях, именно как жертв ДТП. В ГАИ согласились, разница в цифрах может достигать 20%.

Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин считает абсолютным нонсенсом то, что причинно-следственная связь между ДТП и смертью человека определяется сроком давности.

«У нас был случай, когда суд признал, что спустя год смерть человека наступила в результате последствий ДТП, — рассказывает Травин. – Определили это судмедэксперты».

Однако, по словам правозащитника, в большинстве случаев ГАИ не берет это в расчет и основывают свою статистику только на небольших сроках, что в корне меняет понятие реальной ситуации на дорогах. «Это существенно подправит в отрицательную сторону статистику ГАИ. Очевидно, у кого-то в правительстве появился «зуб» на гаишников», — заключил он.