Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Срыв сроков: корабли уплыли от ВМФ

Вице-премьер Борисов не исключил срыва поставки кораблей для ВМФ РФ

Гособоронзаказ для российского Военно-морского флота в этом году может быть снова сорван, заявили в правительстве. Накладки с реализацией гособоронзаказа начались после 2014 года и отчасти связаны с вопросами импортозамещения. Однако это не единственная проблема ВМФ — строительству кораблей мешает также состояние отечественных верфей и низкий уровень менеджмента судостроительных компаний, считают эксперты.

Вице-премьер Юрий Борисов заявил, что гособоронзаказ по постройке и ремонту кораблей для Военно-морского флота России в 2018 году может быть сорван.

«Есть предпосылки срыва сроков поставок и по сдаточной программе 2018 года», — сказал Борисов в ходе селекторного совещания по размещению и реализации гособоронзаказа. Он также отметил, что большинство контрактов уже заключено, а деньги на реализацию по линии Минобороны выделены.

По словам вице-премьера, системные проблемы с реализацией гособоронзаказа для ВМФ наблюдаются с 2014 года.

«Начиная с 2014 года, мы практически ежегодно имеем дело с системными срывами сроков поставки кораблей и судов для ВМФ со стороны ряда судостроительных предприятий. Переносы сроков постройки и ремонта кораблей произошли и в прошлом году», — говорит Борисов. Стоит отметить, что многие известные срывы гособоронзаказа для ВМФ за этот период приходятся на Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК).

Так, в 2015 году входящий в состав ОСК Амурский судостроительный завод не поставил Военно-морскому флоту ремонтируемую дизель-электрическую подводную лодку (ДЭПЛ) «Комсомольск-на-Амуре». В ремонте на заводе субмарина проекта 877 находилась более десяти лет. В боевой строй она вернулась только в январе 2017 года.

Аналогичная ситуация складывалась с корветом «Совершенный», который вошел в состав Тихоокеанского флота на год позже запланированного срока — в июле 2017 года. В 2016 году источники «Газеты.Ru» сообщали, что заложенные в Государственную программу вооружений ГПВ-2020 атомные подводные лодки (АПЛ) проектов «Борей» и «Ясень», оговоренных к поставке до 2020 года, примут в эксплуатацию на несколько лет позже — до конца 2021 и 2023 годов. А в 2017 году были перенесены сроки ввода ледокола «Арктика».

Директор Центра анализа стратегий и технологий и член Общественной палаты при Минобороны Руслан Пухов в разговоре с «Газетой.Ru» отметил, что

одна из главных причин регулярного срыва гособоронзаказа для ВМФ заключается в неудовлетворительном качестве менеджмента объединенных судостроительных компаний.

«Совершенно очевидно, что руководство компании не справляется с возложенной на нее государством ответственностью», — говорит Пухов.

«Эту негативную тенденцию [срыв сроков] нужно переломить», — подчеркнул Борисов, комментируя деятельность подрядчиков. По его словам, исполнители гособоронзаказа несут персональную ответственность за сроки строительства и соблюдение утвержденного графика поставок.

Именно поэтому, полагает Руслан Пухов, Министерство обороны на протяжении последних нескольких лет предпринимает целый ряд мер, чтобы передавать заказы на другие верфи.

«Но, к сожалению, невозможно делать на частных верфях атомные подводные лодки — они делаются на Севмаше, а он входит в структуру ОСК, — говорит эксперт. — Поэтому Минобороны пытается каким-то образом «отползти» от ОСК, но получается это только частично».

Всего собеседник «Газеты.Ru» отмечает три основных проблемы российского судостроения, к которым помимо менеджмента ОСК относятся также трудоемкий процесс импортозамещения двигательных установок для кораблей и устаревшее оборудование на верфях.

«Технологии газотурбинного двигателестроения крайне сложные. Есть всего три страны, три компании, которые делают двигатели подобного рода: General Electric, Rolls Royce и, собственно, советская «Зоря — Машпроект», — говорит Пухов.

Проблема с советской «Зорей» заключается в том, что производство турбин было сосредоточено в украинском городе Николаеве. После «оранжевой революции» 2004 года Россия стала предпринимать первые попытки импортозамещения, однако всерьез этой проблемой занялись после 2014 года, напоминает эксперт.

Помимо газотурбинных двигателей, есть трудности и с силовыми установками другого рода. В частности, до 2014 года Минобороны покупало дизельные двигатели у компании немецкой компании MTU, однако после введения эмбарго сотрудничество с компанией было прекращено. «То есть у нас есть дизельные двигатели, но предыдущего поколения — они уже устарели. Мы пытались покупать китайские, но по качеству есть нарекания», — отмечает Пухов.

Вторая проблема — часть оборудования на отечественных верфях давно не обновлялась. «А жить на гособоронзаказе и на экспорте чрезвычайно сложно, — говорит Пухов. — Гособоронзаказ цикличен, мировая конъюнктура на корабли тоже очень сложная, высокая конкуренция».

«То есть этот комплекс из трех причин — нельзя сказать, какая из них наиболее важная, — но все они приводят к тому, о чем сегодня и заявил заместитель председателя правительства», — резюмировал эксперт.

Новости и материалы
Ушедшую на почту и пропавшую певицу два дня ищут в Перми
Гуцул заявила, что в аэропорту Кишинева задерживают ее советников
Судья Федотов: игрока ЦСКА надо было удалить в матче со «Спартаком»
В художественной гимнастике переименовали элементы, названные в честь россиянок
Новая Nintendo Switch получит магнитные держатели контроллеров
Власти Оренбуржья объяснили задержки выплат пострадавшим от паводка
Работница российского банка спасла клиентку от телефонных мошенников
Симулятор ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС выйдет в июне
В российском городе сдетонировало самодельное взрывное устройство
В Пентагоне назвали преимущество России перед Западом
Из App Store удалили программы для оголения девушек на iPhone
Стало известно, сколько рублей кабмин выделит Оренбуржью
Стала известна причина осторожной игры в матче ЦСКА — «Спартак»
Разработчикам Fallout предложили сделать следующую часть игры в России
Блогера-самбиста с Украины задержали за нападения на жителей Ростова-на-Дону
Булыкин назвал «Динамо» претендентом на чемпионство в РПЛ
Глава Херсонской области сообщил об обстреле Каховки
В Литве призвали готовиться к тому, что пакет помощи Киеву от США окажется последним
Все новости